Внутренние воды и водные ресурсы - 8 класс, Баринова.



Разнообразие внутренних вод России


1. На основе анализа схемы сделайте вывод о том, какие виды внутренних вод есть в нашей стране и как они связаны с другими компонентами природы.

Внутренние воды и водные ресурсы - 8 класс, Баринова.


2. На контурной карте (рис. 7) подпишите названия крупных рек России, обозначьте границы меж океанских водоразделов, используя материалы п. 23 и рисунок 43 учебника.

3. Объясните, почему для хозяйственного использования рек важно не только их общее количество, но и такие характеристики, как речной сток, падение и уклон реки, режим питания реки.

Знание особенностей различных режимов рек, падений и уклонов, речных стоков необходимо для строительства и эксплуатации ГЭС, организации работы водного транспорта, а также для орошения, лесосплава.

4. Колебания уровня реки по сезонам года – режим реки – зависят от типов питания. Назовите основные типы питания рек нашей страны.

Внутренние воды и водные ресурсы - 8 класс, Баринова.


5. На основе анализа карт атласа и учебника определите, в каком климатическом поясе преобладают реки:

С весенним половодьем в умеренном поясе – 1
С паводочным режимом в умеренном поясе (область высокогорного климата) и в субтропическом поясе -2
С половодьем в тёплую часть года в умеренном поясе (область резко континентального климата и область климата смешанных лесов Дальнего Востока) – 3

Приведите по 2-3 примера рек.


1 – Волга, Обь;
2 – Ямансу, Кубань;
3 – Амур, Ангара.

6. Какие стихийные явления, связанные с реками, приносят бедствия человеку? Приведите примеры таких явлений за последнее время, объясните их.

Внутренние воды и водные ресурсы - 8 класс, Баринова.


7. Дайте характеристику одной из самых крупных рек России и одной из рек вашего края.

Внутренние воды и водные ресурсы - 8 класс, Баринова.


8. На контурной карте (рис. 7) отметьте районы распространения болот. Объясните условия их образования и особенности размещения по территории России.

Основная причина возникновения болот – переувлажнение грунта. Оно происходит на плоских территориях при большом количестве осадков и малом испарении.








9. Приведите примеры самых крупных озёр в России, укажите их происхождение.

Байкал – тектоническое;
Ладожское – ледниковое;
Онежское – ледниковое;
Ханко – остаточное;
Ильмень – ледниковое.

10. Используя материал п. 24 учебника, а также сведения из других источников, составьте краткий рассказ об использовании озёр человеком.

Озёра – источник пресной воды, пищевых продуктов, сырья. Используются в качестве судоходных путей, а их берега – места для отдыха.

11. Объясните, почему самые крупные ледники в России расположены на Кавказе и Камчатке, а не в Хибинах, на Урале или Алтае.

Горы на Кавказе и вулканы Камчатки выше, чем остальные. Так же большое количество осадков способствуют формированию ледников.

12. Какие виды подземных вод есть в России? Объясните особенности их размещения по территории нашей страны.

Верховодка, грунтовые воды, межпластовые воды.
Размещение подземных вод зависит от климата, от состава горных пород, рельефа котловины.

13. Что такое многолетняя мерзлота?

Многолетняя мерзлота – это толщи замёрзших горных пород, не оттаивающих в течение длительного времени.
Южная её граница проходит по центральной части Кольского полуострова, пересекает Восточно-Европейскую равнину близ полярного круга, по Уралу отклоняется к югу почти до 60⁰ с.ш., а вдоль Оби – к северу до устья Северной Сосьвы, далее проходит по южному склону Сибирских Увалов к Енисею в районе Подкаменной Тунгуски. Здесь граница круто поворачивает к югу, проходит вдоль Енисея, идёт по склонам Западного Саяна, Тувы и Алтая к границе с Казахстаном. На Дальнем Востоке граница мерзлоты идёт от Амура к устью Селемджи, затем по подножию гор левобережья Амура к его устью.


Водные ресурсы и человек.


1. По карте атласа определите, какие районы нашей страны:

Богаты водными ресурсами: Дальний Восток, Восточная и Западная Сибирь, Европейский Север.
Бедны водными ресурсами: Центральночерноземный, Волго-Вятский.


2. На основе анализа карт атласа и материала п. 25 учебника дайте оценку водных ресурсов России и своего края.

Россия обладает огромными запасами водных ресурсов, которые играют важную роль в жизни и хозяйственной деятельности людей. Однако большая их часть сосредоточена в бассейнах Северного Ледовитого и Тихого океанов, где проживает менее 1/5 населения страны.

3. Приведите примеры влияния деятельности человека на внутренние воды.

Сооружение ГЭС; строительство каналов; сбрасывание сточных вод.

4. Назовите наиболее острые экологические ситуации на реках и озёрах России.

Многие реки и озёра России загрязнены или очень загрязнены из-за:

1). Сбрасывания сточных вод предприятий и жилищ;
2). Загрязняющих веществ (ядохимикаты, удобрения, продукты нефтепереработки), которые поступают в реки и озёра с атмосферными осадками и талыми водами. Как следствие этих причин – ухудшение качества воды.



ГДЗ по географии. Ответы к рабочим тетрадям, контурным картам и вопросам учебника. У нас все правильно!