Тема 11. Глобальные проблемы человечества - ГДЗ по географии 10 класс Максаковский (ответы к учебнику)
Задание 1. Используя все содержание темы 2 и других тем учебника, составьте в тетради схему «Факторы и формы воздействия общества на окружающую среду». Подумайте, в какой мере решение проблемы охраны окружающей среды зависит от каждого жителя нашей планеты.

Задание 2. Используя все содержание темы 3 и других тем учебника, таблицы 11, 16, 17, 34 и 35 в «Приложениях», нарисуйте устный «демографический портрет» планеты в наши дни и в первой четверти XIX в.
На начало 2017 года численность населения Земли составляет 7, 55 млрд человек. Согласно прогнозам исследователей, в 2025 году численность будет составлять 7,8 млрд человек, в 2050 – 9,2 млрд чел, в 2100 же – 10,1 млрд. Также для европейцев характерно сокращение численности населения и увеличение доли пожилых людей.
Задание 3. Используя все содержание темы 1 и остальных тем учебника, а также материалы периодической печати, подготовьте сообщение на тему «На пути к безъядерному и безопасному миру».
Одна из наиболее важных проблем современности – проблема сохранения мира на Земле. Историки выделяют период под названием «холодная война». Этот период считался временем глобального противостояния в 1946 – 1991 годах между СССР, их союзниками и США и их союзниками. Холодная война сопровождалась гонкой вооружений, которая временами угрожала привести к новой мировой войне. В 60е годы в мире сложилась система, основанная на стратегическом равновесии и доктрине гарантированного взаимного уничтожения. После того, как США и СССР сравнялись в мощи ядерных сил, они подписали первый договор об ограничении стратегических вооружений. Этот договор начал мировые сдвиги в сторону мира без ядерного оружия.
На сегодняшний день сложился «Ядерный клуб» - группа стран, которые обладают ядерным оружием. В его состав входят США, Россия, Великобритания, КНР, Франция, Пакистан, КНДР и Израиль.
Задание 4. Используя рисунок 99 и содержание тем 2 и 5, а также других тем учебника, охарактеризуйте географические аспекты глобальной продовольственной проблемы. Докажите, что нехватка продовольствия в мире объясняется социально-экономическими причинами.
В развивающихся странах продовольственная проблема стоит особенно остро. Термин «пояс голода» протянулся через тропическую Африку и Южную Азию. Какое-то время в его состав входила и Латинская Америка, однако, в настоящее время продовольственное положение в данном регионе улучшилось. Тропическая Африка не затронута «зеленой революцией» и находится под воздействием демографического взрыва. Несмотря на то, что «зеленая революция» затронула Южную Азию, в данном регионе все еще не решена продовольственная проблема. Таким образом, проблема нехватки продовольствия связана с социально-экономическими условиями, в частности с численностью населения или уровнем развития сельского хозяйства.
Задание 5. Используя все содержание тем 2, 4 и 5, а также региональной части курса и карты атласа, сформулируйте географические аспекты энергетической и сырьевой проблем человечества. Каковы, по-вашему, возможные пути их решения?
Глобальная энергетическая проблема – это проблема качественного обеспечения населения Земли энергией и топливом. Глобальный масштаб она приобрела в семидесятые годы прошлого века, во время мирового энергетического кризиса. Этот кризис ознаменовал собой конец эпохи дешевой нефти. В настоящее время ряд стран, которые обладают большими запасами энергетических ресурсов: Канада, Россия, Мексика, Венесуэла, страны Персидского залива и ряд других. Также есть страны, которые зависят от поставок ресурсов. Решение энергетической проблемы подразумевает введение политики ресурсосбережения, а также использование нетрадиционных источников энергии, например, энергия приливов или морских волн.
Задание 6. Используя материал тем 2 и 3 учебника и средств массовой информации, подготовьте диспут на тему «Проблемы здоровья и долголетия человека».
Проблема здоровья и долголетия считается одной из наиболее важных в настоящее время. В какой-то степени эта проблема может быть следствием других глобальных проблем (например, загрязнение воды, воздуха, продовольственная проблема). Среди наиболее важных пунктов проблемы здоровья можно выделить:
1.Небольшая продолжительность жизни в развивающихся странах;
2.Увеличение смертности в результате сердечно-сосудистых заболеваний;
3.Высокая детская смертность, которая вызвана нехваткой продовольствия;
4.Высокая смертность от инфекционных заболеваний;
5.Быстрое распространение СПИДа, алкоголизма, наркомании.
Задание 7. Используйте содержание тем 1 – 5 для объяснения понятия о морском хозяйстве. Составьте в тетради схему этого понятия. Сравните карты мировой морской добычи и транспортировки нефти и мирового морского рыболовства и самостоятельно сформулируйте проблему, возникающую в связи с территориальным совпадением морской добычи нефти и рыболовства.
Морское хозяйство возникло в результате производственной и научной деятельности в пределах Мирового океана. Этот вид хозяйства включает расселение людей в прибрежных регионах и следующие отрасли: добывающая и обрабатывающая промышленность, энергетика, туризм, транспорт, торговля, рыболовство, рекреация.

Проблема, которая возникает в связи с совпадением морской добычи нефти и рыболовства, может заключаться в том, что в ходе добыче нефти могут возникать утечки, которые наносят серьезный вред флоре и фауне. Решением проблемы может быть постоянный мониторинг морских вод, очистка бытовых стоков.
Задание 8. Используя содержание темы 11, составьте в тетради схему «Взаимосвязь проблемы преодоления отсталости развивающихся стран с другими глобальными проблемами человечества».

Задание 9. Проанализируйте физические карты мира и регионов и определите, для каких стран подъем уровня Мирового океана даже на 1 – 1,5 м мог бы иметь катастрофические последствия в результате затопления территории.
Повышение уровня моря может угрожать прежде всего островным государствам (например, Мальдивы), государствам с большой частью территорий, расположенных ниже уровня моря (например, Нидерланды), государствам с протяженной береговой линией. В результате повышения уровня моря подтопление угрожает Венеции, Амстердаму.
Задание 10. 1. Составьте графический конспект темы 11.

2. На основе приобретенных знаний составьте конспективно-справочную таблицу «Характеристика глобальных проблем человечества». Сделайте обобщение по материалам таблицы.

Как вы думаете?
1.Если бы вам удалось изобрести способ повышения отдачи нефтяных пластов на 20%, стало бы это равноценным открытию нефтяного бассейна, сравнимого по добыче с Западно-Сибирским?
Я полагаю, что это изобретение не было бы равноценным, поскольку на территории Западно-Сибирского бассейна добывается значительная доля российской нефти (около 70%). Поэтому открытие и освоение подобной провинции может привести к увеличению добычи нефти в России в 1,7 раза. Исходя из этого, можно сделать вывод, что это не сможет сравниться с открытием нового нефтяного бассейна.
2.Что означает образное выражение о том, что топливно-сырьевые ресурсы развивающихся стран представляют собой лишь небольшую «вершину айсберга»? Что нужно сделать для того, чтобы использовать весь этот «айсберг»?
Под «айсбергом» подразумевается спектр энергетических ресурсов, использование которых возможно в настоящее время (например, солнечная энергия). Человек же чаще всего использует ископаемые, которые добываются из недр земли и в дальнейшем обрабатываются. Вся мировая экономика держится на добыче этих ископаемых и их использовании, поэтому перейти на новые источники энергии нельзя сразу.
3.Что означает выражение: «Мы не унаследовали Землю от наших предков. Мы берем ее взаймы у наших потомков»?
Это выражение указывает на то, что нам следует бережно относиться к Земле, следует сохранять и приумножать ресурсы, а не бездумно их использовать, поскольку после нас на планете будут жить другие поколения, которым также следует бережно относиться к природе.
4.Почему решение глобальных проблем зависит не только от государств и правительств, но и от действий всех жителей Земли, каждого отдельного человека, в том числе и от вас лично?
Правительства разных стран могут регламентировать определенный подход к решению проблем. Но все же, решение проблем возможно лишь в том случае, если все граждане будут соблюдать установленный регламент и правила. Например, каждому стоит перестать оставлять мусор в неположенных местах, отказаться от использования полиэтилена и одноразовой посуды, и т.д. Глобальные проблемы касаются всех: и правительства, и рядовых граждан. Если среди жителей страны хотя бы небольшой процент людей будет использовать одноразовую посуду или полиэтилен, проблема не будет решена полностью.