Николина ответы мой тренажер 5-6 класс география


Учебник "Мой тренажер" авторства Николина представляет собой уникальный учебный пособие, который разработан специально для учащихся 5-6 классов, изучающих географию. Этот учебник содержит все необходимые темы и задания, которые необходимы для успешного освоения предмета и расширения знаний учащихся.

Особенностью этого учебника является наличие ответов на все задания, что поможет ученикам проверять свои знания и самостоятельно исправлять ошибки. Таким образом, ученики получают возможность более эффективно изучать географию и улучшать свои знания в этой области.

В учебнике "Мой тренажер" представлены различные интересные задания и упражнения, которые помогут закрепить изученный материал и развить познавательные способности учащихся. Благодаря увлекательным заданиям и интересным фактам, ученики смогут легко и быстро усваивать новые знания и улучшать свои познавательные способности.

Также в учебнике "Мой тренажер" автора Николина представлены различные карты, диаграммы, схемы, которые помогут визуализировать материал и понимать его лучше. Это прекрасный инструмент для улучшения усвоения материала и улучшения знаний в области географии.

"Мой тренажер" автора Николина - это отличный выбор для всех, кто хочет успешно учиться географии и повысить свой уровень знаний. Он представляет собой уникальное учебное пособие, которое поможет ученикам эффективно изучать географию и улучшать свои знания в этой области.

Страница 4

ВВЕДЕНИЕ

Работаем с информацией

1. География на начальных этапах становления была необходима для того, чтобы развивать торговлю и торговые связи. Купцам и торговцам были необходимы знания морских путей, а также географических особенностей, чтобы преодолевать огромные расстояния и описание облика стран для торговли. Зная всё это, купец мог проложить короткий и безопасный (в природном плане) путь. Главной задачей было получение описательной информации о территории.

2. География позволяет получать огромное количество информации, так важной в наше время. К этой информации относятся знания о процессах развития природы, повседневная информация (прогноз погоды и так далее). Также она помогает выбрать профессию многим людям.

3. 

Описание – описание природных процессов, например, тайфунов и ураганов, их свойств.

Объяснение – объяснения процессов образования карстовых провалов в городе Березники или объяснение действия парникового эффекта на климат Земли.

Управление – пример: создание комплекса дамб в Финском заливе для защиты Санкт-Петербурга от наводнений.

Проектирование – создание проектной документации при строительстве Братской ГЭС с учетом возможных опасны х природных явлений вблизи объекта, проект строительства завода сжиженного газа «Ямал-СПГ» с учетом сохранения многолетней мерзлоты и предотвращения её таяния.

Прогноз – анализ данных и прогнозирование погоды в Санкт-Петербурге на несколько дней вперёд или на месяц, а также на целый сезон (например, какая будет зима).

Страница 5

4.

5. 

Решаем проблемы

6.

Кто участвует в опросе

Мнение родных и близких о роли географии

1. Бабушка

1. Знание почв, помощь при ведении домашнего сельского хозяйства, прогнозы погоды. Важная роль.

2. Мама

2. Помощь при поиске месторождений полезных ископаемых. Описание разных стран для туризма. Значительная роль.

3. Папа

3. Помощь при строительстве домов и различных сооружений. Прогнозирование опасных природных явлений в сфере строительства. Роль большая.

4. Сестра

4. Знания о хозяйстве страны. Прогнозирование погоды, а также туризм. Колоссальная роль.

По полученным результатам можно сделать вывод о важной роли географии для человека в различных сферах жизни, вне зависимости от возраста.

Страница 6

Изучаем на практике

7. Чтобы достичь успеха в изучении географии вначале необходимо подготовиться к работе, приготовить атлас. Перед изучением темы подумать о том, что уже известно по данной теме. Читая параграф необходимо запоминать ключевые слова и термины, а из каждого абзаца усваивать главную мысль. По окончанию изучения параграфа ответить самостоятельно на вопросы после параграфа. Если возникают дополнительные вопросы нужно обратиться к учителю.

Экспресс-контроль

8. а) развитие торговли

9. а) исторический; б) сравнительно-описательный; в) картографический

Страница 7

НА КАКОЙ ЗЕМЛЕ МЫ ЖИВЁМ

Работаем с информацией

1. В Древнем мире открытиям способствовали развитие торговли, а также стремление людей узнать мир вокруг себя, любопытство, стремление понять суть происходящих процессов.

2. Аристотель – сделал выводы о шарообразности Земли, сделал выводы о существовании на Земле климатических поясов;

Эратосфен – ввёл термин «географика» и почти точно рассчитал размеры Земли, составил карту;

Птолемей – составил точную карту мира, вычислил расстояние от Солнца и Луны до Земли.

3.

Путешественник (исследователь)

Дата путешествия

Исследуемая территория (акватория)

Вклад в мировую географическую науку

Имя путешественника (исследователя) на карте

Марко Поло

1271-1295

Центральная и Восточная Азия

Описание Китая, части Индии

Кратер на видимой стороне Луны

Афанасий Никитин

1468-1474

Азия (Персия, Индия), Каспийское и Аравийское моря

Первым из европейцев достиг Индии и проложил путь из Европы в Индию

Подводная гора в Индийском океане

Васко да Гама

1497-1499

Атлантический и Индийский океаны близ Африки

Открыл морской путь в Индию

Город в Гоа, кратер на Луне

Христофор Колумб

1492-1493

Атлантический океан (Карибское море)

Открытие Америки

Государство Колумбия, гора Кристобаль Колон, провинция в Канаде

Фернан Магеллан

1519-1521

Мировой океан

Доказательство шараообразности Земли

Магелланов пролив

Френсис Дрейк

1577-1580

Мировой океан

Второе кругосветное плавание открытие проливом между Южной Америкой и Антарктидой

Пролив Дрейка

Виллем Баренц

1594-1597

Северный Ледовитый океан (Баренцево море)

Поиск северо-восточного прохода в Индию, открытие архипелага Шпицберген

Баренцево море, остров в архипелаге Шпицберген и город

Абель Тасман

1642-1644

Акватории у берегов Австралии

Открытие островов Тасмания, Новая Зеландия, острова Фиджи и Тонга, северное побережье Австралии

Тасманово море, остров Тасмания; горная вершина, озеро и залив в Новой Зеландии (все три объекта), территория на северо-западе Австралии (Земля Тасмана)

Джеймс Кук

1772-1775

Мировой океан, побережье Австралии

Открытие восточного побережья

Пролив, архипелаг в Тихом океане, высшая точка Новой Зеландии

Роберт Пири

1908-1909

Арктика

Первым достиг Северного полюса

Полуостров в Гренландии, пролив Канадском Арктическом архипелаге

Руал Амендсен

1910-1912

Антарктида

Первым достиг Южного полюса, первым побывал на обоих полюсах

Море, гора и ледник в Антарктиде, залив Амундсена

Тур Хейердал

1947

Мировой океан

Переплыл на плоту через Тихий океан, доказав, что существовали контакты Южной Америки и Полинезии и теория заселения Полинезии

-

4. Х. Колумб отправился на запад, а не на восток в поисках Индии, так как он решил, что если Земля круглая, то если плыть на запад, то можно достичь Индии с другой стороны.

Страница 8

5. а) Имя путешественника – Вилькицкий Борис Андреевич, 3 апреля 1885 (Пулково) – 6 марта 1961 (Брюссель).

б) Участвовал в гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (1910-1915), Карская экспедиция (1919).

в) Исследовал акватории Северного Ледовитого океана (восточнее Карского моря).

г) Маршрут путешествия гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и Карской экспедиции найдите самостоятельно.

д) Трудности, возникшие в ходе гидрографической экспедиции: суровая погода, необходимость зимовок.

Трудности, возникшие в ходе Карской экспедиции: продолжавшаяся Гражданская война, плохое оснащение судов.

е) Вклад в изучение и освоение новых земель Б.А. Вилькицким состоял в проведение гидрографических и гидрометеорологических работ, исследование и нанесение на карту арктического побережья Российской империи в акваториях, по которым позднее будет проложен Северный морской путь. Экспедиция должна была собрать материалы для дальнейшей разработки и освоения Северного морского пути.

ж) Имя исследователя на карте России: пролив Вилькицкого, залив Баренцева моря, два мыса и ледник на островах Новая Земля, четыре острова (в Енисейском заливе, среди островов Де-Лонга, в заливе Терезы Клавенес и в архипелаге Норденшёльда).

6. Роль географических источников информации в науке и повседневной жизни велика. От них сильно зависят туризм, государственное планирование (демография, сельское хозяйство), изучение различных процессов на Земле и даже в космосе (изменение климата, загрязнение окружающей среды), прогнозы погоды в повседневной жизни.

7.

Источники географической информации

Для чего они необходимы

1. Карты и атласы

2. Аэрокосмические снимки

3. Геоинформационные системы

4. Интернет

5. Печатные издания и справочники

6. Путешествия и экспедиции

1. Определение местоположения объекта

2. Изучение местности её рельефа, природы

3. Навигация, автоматизация процессов сбора и анализа данных.

4. Получение информации об объектах, процессах, явлениях

5. Получение информации об объектах, процессах, явлениях

6. Расширение кругозора, получение наглядной информации

8. В наше время можно найти неисследованные территории на Земле, так как не вся территория Земли была пройдена человеком, да, безусловно, картографическая информация или спутниковые снимки есть для всех территории, но подлинного описания может и не быть. Кроме того, продолжающая тектоническая активность может приводить к образованию новых островов в океанах, которые также будут ещё неисследованными.

Страница 9

Работаем с картой

9. Маршрут путешествие Васко да Гамы в Индию

10.

Решаем проблемы

11. Тур Хейердал считал, что суда были первым важным изобретение человечества, позволившим освоить земной шар, Потому, что заселение многих территорий, разделённых водной поверхностью, могло происходить только с помощью кораблей. Без кораблей невозможными были бы большие путешествия на дальние расстояния навстречу великим открытиям.

 

12. Я понимаю слова Н.Н. Баранского следующим образом: только понимая географические процессы и явления прошлого, человек может грамотно оценить и анализировать современные процессы. Зная закономерности прошлого, человек может с лёгкостью понимать то, что происходит сейчас, основываясь на опыте предыдущих поколений ученых. Ведь все процессы природы цикличны.

Страница 10

Изучаем на практике

13. 1) Сообщение о Фёдоре Конюхове:

Родился 12 декабря 1951 года на берегу Азовского моря, село Чкалово (Троицкое), Приазовского района, Запорожской области, Украина. Является потомком архангельских рыбаков-поморов. С детства Федор готовился стать путешественником: научился плавать, нырять, купался в холодной воде, ходил на шлюпке с парусом и веслами, часто Федор бывал на путине в Азовском море вместе с отцом. Выпускник Одесского мореходного училища по специальности судоводитель, Бобруйского художественного училища (Беларусь) и Ленинградского арктического училища. В 1966 году, будучи 15-летним, впервые отправился в экспедицию на вёсельной лодке и пересёк Азовское море, а в 1977 году — организовал яхтенный поход в северной части Тихого океана – по маршруту Витуса Беринга и других мореходов. Путешествуя, Конюхов узнавал, как его соотечественники несколько веков назад открывали земли и заливы и основывали там поселения. Первый в мире человек, который достиг пяти полюсов нашей планеты: Северный географический (три раза), Южный географический, Полюс относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эверест (полюс высоты), Мыс Горн (полюс яхтсменов). Первый в мире, которому удалось выполнить программу Adventurers Grand Slam (Большой Шлем Приключений): Северный полюс (1988), Южный полюс (1996), и семь вершин мира, включая Эверест (с 1992 по 1997). Завершил программу Большой Шлем Приключений в мае 1997.Первый россиянин выполнивший программу «Семь Вершин мира» - совершил восхождения на высочайшую вершину каждого континента. К 2016 году прославленный странник совершил свыше полусотни уникальных экспедиций и восхождений. Специалисты в РФ и за рубежом считают Федора Конюхова самым универсальным из профессиональных путешественников, в активе которого десятки разноплановых походов, в том числе и по горам.

Источники информации: https://www.vokrug.tv/person/show/fedor_konyuhov/

https://konyukhov.ru/biography/

2) Путешествия подобно путешествиям Фёдора Конюхова нужны для сбора дополнительной информации, путём классического экспедиционного метода географии. Они являются своего рода популяризаторами географической науки, некоторые из них могут подтвердить путешествия древности (подобно путешествию Тура Хейредала). Они также важны для продолжения сбора информации о биологических видах Земли.

 

14. Редкая экзопланета, которая обращается вокруг сразу двух звезд одновременно, была обнаружена при помощи наземной обсерватории командой, возглавляемой исследователями из Бирмингемского университета, Великобритания. Эта планета под названием Кеплер-16b прежде была обнаружена лишь при помощи космической обсерватории Kepler («Кеплер»). Она обращается вокруг двух звезд, которые, в свою очередь, обращаются одна относительно другой, формируя двойную систему. Планета Кеплер-16b расположена на расстоянии около 245 световых лет от Земли и, подобно Татуину, родной планете Люка Скайуокера из вселенной «Звездных войн», с ее поверхности можно наблюдать, как в небе планеты садятся за горизонт одно за другим оба ее солнца. 193-сантиметровый телескоп, использованный в этом новом исследовании, расположен в обсерватории Верхнего Прованса, Франция. Команда смогла обнаружить планету при помощи метода радиальных скоростей, основанном на измерении «покачиваний» звезды с крохотной амплитудой, возникающих вследствие воздействия на нее гравитации планеты. Обнаружение планеты Кеплер-16b при помощи данного метода стало важной демонстрацией того, что поиски планет, обращающихся вокруг двойных звезд, можно проводить с использованием более традиционных методов, с более высокой эффективностью и меньшими затратами, в сравнении с использованием для этих целей космических аппаратов. Важно также то, что метод радиальных скоростей более чувствителен к дополнительным планетам в системе, а также он позволяет определять массу планеты – ее самое фундаментальное свойство. Теперь команда планирует продолжить открывать новые планеты, обращающиеся в системах двойных звезд, при помощи метода радиальных скоростей, а также изучать процессы формирования таких планет.

Источник информации: https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20220223143556

Экспресс-контроль

15. б) с середины XV в. до середины XVII в.

16. в) Испании

17. в) Абель Тасман

18. в) Руал Амундсен

19. б) России

Страница 11

20.

1

2

3

4

Б

А

Г

В

21. 1. Х. Колумб

2. Васко да Гама

3.Фернан Магеллан

22. в) Семён Дежнёв

23. б) И. Крузенштерн и Ю. Лисянский

24. в) мыс

Страница 12

ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ

Работаем с информацией

1. Планеты Солнечной системы в порядке удаления от Солнца: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

2. а) Солнечную систему образуют одна звезда (Солнце) и 8 планет;

б) Вокруг Солнца обращаются 8 планет;

в) Земля – это третья по удалённости от Солнца планета.

3. Площадь поверхности Земли – 510 млн км2;

Радиус земного шара – 6371 км;

Среднее расстояние от Земли до Солнца – 150 млн км;

Период обращения Земли вокруг Солнца – 365,26 дней;

Период обращения Земли вокруг своей оси – 24 часа;

Средняя скорость движения Земли по орбите вокруг Солнца – 29,783 км/с;

4. Доказательства шарообразности Земли: Когда парусный корабль подходит к порту, сначала виднеется верхняя часть мачты, затем сама мачта и в конце корабль. Также доказательством являются лунные затмения, когда Земля перекрывает Луну.

5. Земля – уникальная планета Солнечной системы. Именно на неё зародилась белковая, углеродная жизнь, которой пока не найдено в солнечной системе. Именно на нашей планете вода находится во всех агрегатных состояниях (жидкость, газ, твёрдое тело). Земля имеет огромное количество искусственных спутников. Только на Земле может существовать такая форма жизни, какую мы привыкли видеть вокруг нас.

Страница 13

6. Моя местность – Санкт-Петербург и Ленинградская область

Положение Земли

Какое это время года в вашей местности

Как называют этот день

22 июня

Лето

День летнего солнцестояния

23 сентября

Осень

День осеннего равноденствия

22 декабря

Зима

День зимнего солнцестояния

21 марта

Весна

День весеннего равноденствия

7. Северное и Южное полушария неодинаково освещаются Солнцем потому, что ось вращения Земли наклонена на 66,50.

8. Смена времён года на Земле связана с движением Земли по орбите вокруг Солнца, а также наклоном Земной оси. Показывает это рисунок 14 в учебнике.

Работаем с картой

9.

10.


Страница 14

Решаем проблемы

11. Изучение вселенной даёт возможность учёным открыть происхождение Вселенной, Солнечной системы. Изучение необходимо также для прогнозирования космических процессов и явлений, которые опасны для Земли.

12. Значения Солнца является важным для человека и в 21 веке. Если в сельском хозяйстве роль Солнца немного упала, то новый виток для роли Солнца – солнечная энергетика, как крупная (электростанции), так и частная (солнечные панели на домах, гаджетах и т.д.).

Изучаем на практике

13. Чтобы найти Полярную звезду необходимо найти на небе созвездие Большой Медведицы. Затем провести линию от края (стенки) ковша, которая лежит против ручки, равную пяти расстояниям между звёздами у стенки. Это и будет Полярная звезда, которая является крайней звездой Малой Медведицы.

14.


Страница 15

Экспресс-контроль

15. б) сутки

16. в) год

17. 22 июня солнце в зените над Северным тропиком.

18. 22 июня полярный день над Северным Полярным кругом

19. 1) верно только А

20. D)

Страница 16

21. D)

22. б) 23 сентября

23. г) 22 декабря

24. б) на экваторе

25. в) на Северном тропике

26. а) 22 декабря

Страница 17

ПЛАН И КАРТА

Работаем с информацией

1. Ориентироваться в пространстве необходимо для составления пути в то или иное место, а также для определения своего местоположения на местности. Для ориентирования на местности нужно знать стороны горизонта, что такое азимут и как пользоваться компасом. Кроме того, можно знать способы определения сторон горизонта по местным признакам (например, мох растёт на северной стороне и т.д.).

2. Компас – прибор для ориентирования, который появился в Китае в XI веке.

3. 1. Северо-восток

2. Северо-запад

3. Восток

4. Север

5. Юг

4. 900 – восток; 450 – северо-восток;

1800 – юг; 1350 – юго-восток;

2700 – запад; 2250 – юго-запад;

5.

Масштаб показывает во сколько раз расстояние на плане уменьшено по отношению к натуральным размерам. Численный записывают так – 1:1000, именованный так – в 1 см 10 метров, линейный масштаб изображается в виде линий, которые разделены на сантиметры, первый сантиметр поделён на миллиметры.

Страница 18

6. Зависимость между масштабом и охватом территории: Чем больше масштаб, тем меньше охват территории и наоборот.

7.

Масштаб плана

Расстояние на местности, м

Во сколько раз расстояние на плане меньше, чем на местности

1 : 50

1 : 100

1 : 200

1 : 1000

1 : 2000

1 : 5000

0,5

1

2

10

20

50

в 50

в 100

в 200

в 1000

в 2000

в 5000

8. При составлении плана местности необходимо знать условные знаки и масштаб.

9. 1. Населённый пункт;

2. Овраг

3. Смешанный лес

4. Луг

5. Болото

6. Озеро

7. Фруктовый сад

8. Мост

9. Родник

10. Школа

11. Ветряная мельница

12. Река

Страница 19

10.

11. Для географической карты характерны: чёткость, информативность, масштаб, условные знаки, целостность информации на карте, тематика.

12. Географические карты делятся на тематические и общегеографические, а также на крупномасштабные, мелкомасштабные и среднемасштабные.

13.


14.

Признаки

Параллели

Меридианы

Направление на стороны горизонта

Запад-восток

Север-юг

Начало отсчёта

Экватор

Нулевой меридиан

Окончание отсчёта

Полюса

180-ый меридиан

Изображение на карте

Линии параллельные экватору

Линии перпендикулярные экватору

 

Страница 20

Работаем с картой

15. Река Сочь, кленовый лес, деревянный мост, шоссе, луг, кустарники, обрыв, песчаный берег, населённый пункт, просёлочная дорога, фруктовый сад.

16. 1) 1 : 25 000 (в 1 см 250 метров);

2) 11,3 см;

3) 2825 метров.

17. Легенда карты рассказывает о наличии материковых льдов, рек, озёр, судоходных каналов, болот, песков, городов, водопадов, действующих и потухших вулканов, отметки высот, рельеф дна Мирового океана и суши.

Страница 21

18. а) Евразия, Африка, Антарктида.

б) Южная Америка, Африка.

в) Горы Гималаи.

г) Уральские горы.

д) Материки, находящиеся только в Южном полушарии: Австралия, Антарктида.

Находящиеся только в Северном: Северная Америка, Евразия.

Находящиеся только в Восточном: Австралия.

Находящиеся только в Западном: Южная Америка, Северная Америка.

е) Мой населённый пункт (Санкт-Петербург) расположен в направлении Северо-запада от Москвы.

19. 590с.ш. 300в.д.; 350с.ш. 50з.д.; 310с.ш. 320в.д.; 190ю.ш. 470в.д.; 490ю.ш. 690в.д.; 420ю.ш. 1470в.д. 330ю.ш. 1510в.д.; 70ю.ш. 1110в.д.


Изучаем на практике

20. 1) Северо-восток;

2) Юг;

3) Северо-восток;

4) Северо-запад;

5) Юго-восток;

6) Восток;

7) Запад;

8) Северо-запад

Страница 22

21. А – 600; Б – 1300; В – 2100; Г – 3000;

22.


Страница 23

23.


24. Самостоятельно

Страница 24

25. а) Мой населённый пункт (Санкт-Петербург) находится на северо-западе России.

б) Координаты моего населённого пункта (Санкт-Петербург) - 590с.ш. 300в.д.

в) До ближайшего моря от моего населённого пункта (Санкт-Петербург) 0 км, так как город лежит на берегу Финского залива Балтийского моря, расстояние до Москвы – 634 км.

26.


27.

Географический объект

Его координаты

Кейптаун

Устье Амазонки

Вулкан Котопахи

330 ю.ш. 180 в.д.

00 ю.ш. 490 з.д.

00 с.ш.780 з.д.

28.

Горы

Высшая точка

Название

Высота, м

Координаты

Анды

Аконкагуа

6960

320 ю.ш. 700 з.д.

Гималаи

Джомолунгма (Эверест)

8848

270 с.ш. 860 в.д.

Кавказ

Эльбрус

5642

430 с.ш. 420 в.д.

 

29. а) Сан-Франциско – 370с.ш. 1220з.д.

б) Бразилиа – 150ю.ш. 470з.д.

в) Сантьяго – 330ю.ш. 700з.д.

г) Берлин – 520с.ш. 130в.д.

д) Пекин – 390с.ш. 1160в.д.

е) Каир – 300с.ш. 310в.д.

30. Быстрее дойдёт корабль Заря, так как по широтным данным он ближе, чем Флагман (по широте Заре нужно пройти 20, а Флагману – 140).

Страница 25

В копилку житейского опыта

31.


Экспресс-контроль

32. а) север

Страница 26

33. С)

34. С)

35.

36. а) 1:5000

б) 1:30000

в) 1:40000

37. а) 1:25 000 000 – в 1 см 25 км

38. б) численный

Страница 27

39. г) точкой, откуда они отсчитываются

40. а) поляной съёмкой

41. б) воображаемая линия на поверхности Земли, соединяющая Северный и Южный полюсы по кратчайшему расстоянию;

42. а) воображаемая линия на поверхности Земли, проведённая на одинаковом расстоянии от экватора

43. Северной; Южной.

44. Западной; Восточной.

45. а) по параллелям и меридианам

46. D)

Страница 28

47. А)

48. а) Владивосток

б) Канберра

в) Сан-Франциско

49. б) Мурманск – 690 с.ш. и 1300 в.д.

50. а) Мехико - 190 с.ш. 1000 з.д.

б) Нью-Дели – 280 с.ш. 770 в.д.

в) Якутск - 620 с.ш. и 1300 в.д.

51. А)

Страница 29

52. 100с.ш. и 100в.д.

53. С)

Страница 30

ЛИТОСФЕРА – ТВЁРДАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ

Работаем с информацией

1. «Земная твердь» меняется под воздействием внешних сил и внутренних сил Земли.

2. 1) Земная кора

2) Мантия

3) Внешнее ядро

4) Внутреннее ядро

3.

Осадочные

Магматические

Метаморфозные

Гравий, известняк, уголь, галька, песок

Базальт, гранит

Мрамор

4. Литосферных плит; разломами; верхней мантии.

 

Стр.31

5. 1) Необходимо вычеркнуть из схемы: известняк, фосфориты (это оба нерудные); торф (это топливное, а не рудное); олово (это рудное) и горючие сланцы (это топливное, а не нерудное).

2)

6. Полезные ископаемые играют одну из важнейших ролей в хозяйстве человека. Из полезных ископаемых человек получает различные материалы, топливные используются для выработки энергии, а нефть (и другие углеводороды) как сырьё для изготовления синтетических материалов, большое количество полезных ископаемых используется для производства удобрений.

7. Необходимо использовать полезные ископаемые рационально, так как они исчерпаемы и могут закончиться.

8. а) осадочная;

б) метаморфическая;

в) осадочная

Страница 32

9. а) Название – нефть;

б) К какому виду относится: осадочное полезное ископаемое органического происхождения;

в) Как добывают: выкачиванием из скважин (однако в городе Ухта существует Ярегское месторождение, где нефть добывается в шахте);

г) Где применяют: в энергетике как топливо, а также в химической промышленности для изготовления синтетических материалов (масел, смол, пластмасс, каучуков и так далее);

д) Обозначают значком: 

10. Мой регион – Ленинградская область.

В моей области добывают полезные ископаемые: граниты, горючие сланцы, песок, известняки, торф, сапропель, подземные воды, различные глины, гравий.

Они используются: для строительства (песок, гранит, известняк, глины, гравий) – производство кирпича, отделочных материалов и т.д., как горючее (горючие сланцы, торф), для удобрений (сапропель, торф) и кремов (торф). Глины также могут быть использованы при производстве косметики.

11. Постоянные; сжатия и растяжения.

12. Землетрясения грозные явления, так как их сложно предсказать, а их последствия могут быть очень разрушительны и приводить к огромным жертвам. Кроме того, их невозможно избежать и часто население даже не успевает эвакуироваться. В России сейсмически активные районы – Камчатка, Курильские острова, остров Сахалин, иногда Алтай и Кавказ, Забайкалье.

Страница 33

13. 1) очаг магмы

2) жерло

3) кратер

4) лавовый поток

14. Гейзеры образуются из-за того, что подземные воды залегают рядом с полостями, заполненными магмой, вода нагревается до состояния пара и выбрасывается наверх. Распространено на Камчатке, в США (Йеллоустоунский национальный парк), Исландия. Это используется для добычи энергии (Геотермальные электростанции). Вблизи гейзеров возводят туристические комплексы, воды используют в качестве термальных источников для лечения.

15. Овраги образуются из-за водной эрозии (от дождей, ручьёв, талых вод), на холмистой местности. Часто они формируются при неправильной распашке склонов сельскохозяйственной техникой. Бороться против оврагов можно высадкой деревьев на склонах, их укреплением специальными конструкциями, а также правильной распашкой склонов.

Страница 34

Работаем с картой

16.

Название вулкана

Где находится

Абсолютная высота

Координаты

Действующий или потухший

Ключевская Сопка

Полуостров Камчатка

1263 м

560 с.ш. 1600в.д.

Действующий

Эльбрус

Кавказские горы

5642 м

430 с.ш. 420в.д.

Потухший

Этна

Остров Сицилия

3323 м

370 с.ш. 140в.д.

Действующий

Везувий

Апеннинский полуостров

1281 м

400 с.ш. 140в.д.

Потухший

Фудзияма

Остров Хонсю

3776 м

350 с.ш. 1380в.д.

Действующий

17.

Равнина

Где находится

Особенности рельефа

Высота равнины, м

Какие имеются города и крупные реки

Восточно-Европейская

Северо-запад Евразии

Холмистая равнина

0 – 500

Москва, Санкт-Петербург, река Волга, Дон, Кама

Западно-Сибирская

Центральная часть Евразии

Низменная, заболоченная равнина

0 – 200

Омск, Новосибирск, Сургут, река Обь, Иртыш

Великая Китайская

Восток Евразии

Плоская равнина

0 – 200

Шанхай, река Хуанхэ, Янцзы

Амазонская низменность

Север Южной Америки

Низменная, заболоченная равнина

0-200

Белен, река Амазонка, Мадейра

Страница 35

18.

Горы

Низкие

Средние

Высокие

Арденны

Уральские

Кавказские

Бырранга

Альпы

Гималаи

Средний Урал

Карпаты

Кунь-Лунь

Южный Урал

Скандинавские

Алтай

Северные Увалы

Крымские

Тян-Шань

19.


20. Наиболее гориста Африка, наименее Антарктида. В Евразии расположены самые высокие горы – Гималаи.

 

21.

Горы

На каком материке находятся

В каком направлении протягиваются

Протяжённость, км

Наивысшая точка

Её координаты

Кавказ

Евразия

Широтном

1100

Эльбрус

430 с.ш. 420в.д.

Альпы

Евразия

Широтном

1200

Монблан

450 с.ш. 60в.д.

Анды

Южная Америка

Меридианном

9000

Аконкагуа

320 ю.ш. 700в.д.

Кордильеры

Северная Америка

Меридианном

18000

Денали

630 с.ш. 1510з.д.

Уральские

Евразия

Меридианном

2000

Народная

650 с.ш. 600в.д.

Скандинавские

Евразия

С Юго-запада на северо-восток

1762

Гальхёпигген

610 с.ш. 80в.д.

Гималаи

Евразия

Широтном

2400

Джомолунгма

270 с.ш. 860в.д.

Аппалачи

Северная Америка

С Юго-запада на северо-восток

2600

Митчелл

350 с.ш. 820з.д.

Страница 36

22.

Решаем проблемы

23. Меры, необходимые на то, чтобы имеющихся запасов хватило как можно дольше: необходимо контролировать и точно учитывать добычу, использовать нефть как можно эффективнее, увеличивать глубину переработки нефти до 100% и получать готовую продукцию из всего количества нефти, исключая образование отходов.

24. Да, равнина на месте горы может образоваться. Для этого должно пройти огромное количество времени, так как процессы ветровой и водной эрозии сильны, но долги по времени. Со временем внешние силы разрушат горы, и образуется равнина.

Изучаем на практике

25. Моя местность – город Санкт-Петербург. Восточно-Европейская равнина находится на Северо-западе Евразии. С Севера на Юг более 2500 км, с Запада на Восток 2700 км. Равнина омывается водами Балтийского, Азовского и Чёрного морей (Атлантический океан) и Белого моря (Северный Ледовитый океан). Равнина расположена к Западу от Уральских гор. Средняя высота равнины 200 метров, максимальная – 346 метров. Рельеф холмистый. Понижение рельефа идёт как к Югу, так и к Северу, относительно центральной части равнины. Крупные города: Москва, Санкт-Петербург, Казань. Реки: Волга, Кама, Нева, Дон.

Страница 37

26.

27.

Показатели

Кавказские горы

Уральские горы

Местонахождение

Юго-запад Евразии

Центр Евразии

Направление хребтов

Меридианное

Широтное

Преобладающие высоты

Более 3500 метров

Около 1000 метров

Высочайшая вершина (название, высота)

Эльбрус (5642 м)

Народная (1895 метров)

Координаты наивысшей точки

430 с.ш. 420в.д.

650 с.ш. 600в.д.

Страница 38

28. В августе 1883 года произошло извержение вулкана Кракатау. В ходе нескольких взрывов были уничтожены ближайшие острова. Из-за образовавшегося цунами было уничтожено 165 городов. Это извержение считается одним из сильнейших за всю историю наблюдений.

29. Нерациональное использование полезных ископаемых ведёт к загрязнению окружающей среды, уменьшению биоразнообразия, истощению запасов и негативному воздействию со стороны сформированных антропогенных форм рельефа.

В копилку житейского опыта

30. Нет, оно правильно. Так как из-за громких выкриков появляется звуковая волна, способная вызвать обрушение скал или вызвать сход снежной лавины.

31. В горах люди более осторожны, в основном занимаются животноводством. Люди на равнинах спокойные и в основном занимаются земледелием. В горной местности чаще сохраняются традиционные уклады, в горах в большей степени развивается сельское хозяйство и преобладает сельский образ жизни, тогда как на равнинах преобладает промышленность и развиваются города (даже в сельскохозяйственных районах).

32. На уроках я узнал, что такое минералы и горные породы. Какие из них ценные для человека, как они используются человеком в различных отраслях хозяйства. Из горных пород и минералов получаются практически все вещи повседневного обихода, которые сделаны не из продукции сельского и лесного хозяйств.

Страница 39

Экспресс-контроль

33. а) земную кору и верхнюю мантию

34. б) ядро

35. б) магматическими

36. б) базальт

37. в) мрамор

38. в) Смена температуры, действие воды, ветра разрушают горные породы.

39. Полезные ископаемые – это та часть недр, которая может быть использована в человеческом хозяйстве.

40. а) резкие внутренние толчки и колебания земной коры

41.

1

2

3

Б

А

В

Страница 40

42. D)

43. В)

Страница 41

44. б) Гималаи

45. в) Анды

46. А)

47. а) Внутренние и внешние силы Земли создают неровности на её поверхности;

в) Литосферные плиты лежат на верхнем слое мантии и как бы плавают по её пластичному слою;

Д) самая глубокая пробуренная скважина находится на Кольском полуострове.

48. 1) верно только А

49.

1

2

3

4

В

А

Г

Б

Страница 42

50. б) Кавказ

51.

1

2

3

4

Б

А

В, Д

Г

52. а) по абсолютной высоте горы делятся на высокие, средние, низкие;

б) Равнины занимают на Земле площадь более 60%;

г) Горы – обширные участки суши или дна океана с большими перепадами высот, высоко поднятые над равнинами;

д) Самые высокие горы на Земле – Гималаи;

е) Урал – древняя горная система, а Кавказ – молодая.

53. б) землетрясения; г) извержения вулканов

54. б) восстановление земель

Страница 43

ГИДРОСФЕРА – ВОДНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ

Работаем с информацией

1. а) вода – основанная часть массы многих живых организмов;

б) вода обладает свойствами транспортировать вещества, может существовать в трёх агрегатных состояниях.

2.


3. а) жидком;

б) 96;

в) реки, болота, озёра, подземные воды;

г) менее 3%;

д) в трёх агрегатных состояниях (твёрдом, жидком и газообразном).

Страница 44

4. В стихотворении С. Щипачева говориться о явлении круговорота воды в природе. Его значение огромно, он осуществляет перенос воды, превращение солёной воды в пресную, производит перенос веществ между всеми оболочками Земли.

5.

6.

Страница 45

7. Внутреннее; окраинные; внутренние; окраинные.

8. Эдмунд Галлей был ближе всех к истине. Действительно растворённые соли накапливаются в океанах при испарении и заносятся реками.

Работаем с картой

9. Глубины Индийского океана воль экватора: 0-200; 200-2000; 2000-4000; 4000-5000; 5000-7000; 200-2000; 0-200; 200-2000; 2000-4000; 200-2000; 2000-4000; 200-2000; 0-200; 200-2000; 2000-4000; 4000-5000. Минимальные глубины расположены близ материков (шельф) и в центральной части океана. Максимальные глубины находятся в районе глубоководного Зондского желоба и близ берегов Африки.

Страница 46

10.

Океан

Какие материки омывает

Средние глубины

Наибольшие глубины

Тихий

Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Евразия, Антарктида*

4000 м

11 022 м

Атлантический

Северная Америка, Южная Америка, Африка, Евразия, Антарктида*

2000-4000 м

8 440 м

Индийский

Африка, Евразия, Антарктида*, Австралия

2000-4000 м

7 729 м

Северный Ледовитый

Северная Америка, Евразия

200-2000 м (1225 м)

5 527 м

Южный океан*

Антарктида

2000-4000 м

8 264 м

*Если учитывается его существование, то Атлантический, Индийский и Тихий океаны не омывают берега Антарктиды

11.


12. а) Атлантический, Тихий и Индийский океаны;

б) движется с запада на восток;

в) течение холодное;

г) протекает у берегов Южной Америки и Антарктиды.

13.


Холодные течения образуются в холодных (высоких широтах), тогда как тёплые образуются в тёплых (экваториальных и тропических) широтах.

Страница 47

14. Описание Северного Ледовитого океана:

1. Северное полушарие, между Евразией и Северной Америкой.

2. Площадь океана: 14 750 тыс. км2.

3. Максимальная глубина 5527 метров.

4. (пункт для описания моря – не используем)

5. Омывает берега России, Канады, США, Исландии, Норвегии и Дании.

6. Важнейшие заливы: Обская губа, Фокс, Бутия, Гудзонов, Амундсена.

Важнейшие проливы: Берингов; Гудзонов; Девисов; Карские ворота; Маточкин Шар; Вилькицкого; Санникова.

7. В океане ведётся рыбная ловля и морской промысел, на шельфе добываются нефть и газ. Моря океана используются как транспортный путь.

15. Описание Охотского моря:

1. Находится в Северном полушарии, принадлежит Тихому океану, омывает берега Евразии.

2. Площадь моря: 1 603 тыс. км2.

3. Максимальная глубина – 3521 метров.

4. Море находится на северо-западе Тихого океана.

5. Омывает берега России и Японии.

6. Важнейшие заливы: Шелихова, Терпения.

Важнейшие проливы: Татарский, Лаперуза, Кунаширский.

7. В море ведётся добыча нефти и газа, ведётся активный морской промысел рыбы и других морепродуктов (раки, крабы, водоросли).

16. Мой населённый пункт – Санкт-Петербург. Ближайшее море – Балтийское находится на расстоянии 0 км, так как лежит на побережье Финского залива. Оно относится к Атлантическому океану.

17. Описание реки Волга:

1. Материк – Евразия, протекает по территории России.

2. Река течет вначале с запада на восток, затем с севера на юг, а после Волгограда – с северо-запада на юго-восток.

3. Исток – Валдайская возвышенность озеро Селигер, устье – Каспийское море.

4. Река относится к бассейну внутреннего стока Евразии.

5. Волга имеет огромный по площади бассейн, который похож очертаниями на дерево, к бассейну относятся крупные реки Европейской части России: Кама и Ока.

 

18.


Страница 48

19. Описание озера Байкал:

1. Озеро находится на северо-востоке Евразии, к югу от Среднесибирского плоскогорья.

2. Географические координаты озера: 530 с.ш. 1070 в.д.

3. Происхождение озёрной котловины – тектоническое в рифтовой впадине (вид тектонического разлома).

4. Озеро сточное, из него вытекает одна единственная река – Ангара. Впадающие реки: Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин, Турка, Снежная, Кичера.

5. Особенные черты озера: самое глубокое озеро в мире; крупнейший резервуар с пресной водой в мире; озеро обладает уникальным (эндемичным) составом флоры и фауны; вода озера крайне чиста; котловина озера увеличивается в размерах и возможно Байкал – зарождающееся море или океан.

20.

1

2

3

4

5

6

Б

А

Г

В

Е

Д

Изучаем на практике

21. Солёность Красного моря 41 грамм на литр или 41 кг на м3. Тогда из 29 м3 воды можно получить: 42*29 = 1218 кг (1,2 тонны) соли.

22.


Моя местность – Санкт-Петербург. Реки моей местности полноводны весной, а река Нева полноводна постоянно, так как её сток зарегулирован Ладожским озером.

Страница 49

23. Моя местность – Санкт-Петербург.

а) Исток Невы – Ладожское озеро, устье Финский залив;

б) Нева относится к речной системе Атлантического океана. Водный режим Невы отличает слабая выраженность весеннего половодья. В тёплый период года повышение уровня воды (от 1,5 м в истоке и до 0,10 м в устье) и расходов воды связано с реакцией Ладожского озера на весенний приток в него речных вод. Медленный подъём уровня начинается в конце марта – начале апреля. Река практически весь год полноводна, у Невы в течение всего года не бывает весеннего подъёма воды и паводков. Замерзает река на всей протяжённости к декабрю, ледоход – начало марта.

в) Название произошло от шведского «новый» или от финского «открытое безлесистое болото».


24. Что бы помочь реке можно провести субботник на её берегах, собрав весь мусор. Написать в газету о загрязнении заводами воды, выявив основные источники поступления сточных вод. Распространять информацию среди знакомых и друзей о необходимости бережного отношения к воде, её экономии дома, о том, что нельзя мусорить на берегах и выливать различные жидкости в реку. Информацию можно доносить устно, на экологических акциях, а также в социальных сетях.

Страница 50

Решаем проблемы

25. 1) Меры, способствующие сохранению чистоты вод морей и океанов: снижение сброса сточных вод в реки бассейнов океанов; контроль над качеством вод в портовых зонах и в прибрежных городах; создание международных правовых документов с перечнем штрафов, наложенных за загрязнение водной среды странами, компаниями и отдельными лицами; популяризация экологической науки среди населения; запрет на сброс без очистки балластных вод морских и речных судов и контроль над этим процессом; воспитание бережного отношения к водным ресурсам с раннего детства. Меры обсудите самостоятельно.

2) Самостоятельно.

26. а) Я считаю, что законодательные меры и конвенции способны решить проблему загрязнения вод, если они будут подкреплены штрафами за нарушения.

б) Да, внедрение новых методов и способов очистки может решить проблему загрязнения, но не до конца, так как ни один метод не может обеспечить полного удаления загрязняющего вещества из воды.

в) Я считаю, что необходим комплексный подход к решению проблемы, так как каким-либо одним способом не получится снизить загрязнение морей и океанов, либо процесс борьбы с этой проблемой затянется на многие десятилетия, а времени у человечества осталось не так много.

27. Я считаю, что туризм играет важную роль в охране морей и океанов. Во-первых, морские экскурсии могут показать красоту чистой и нетронутой природы морей и океанов для человека, её эстетичность, красоту и многообразие животного и растительного мира. Во-вторых, если проводить экскурсии в загрязнённых акваториях или если маршруты будут проходить через такие территории, то человеку будет неприятно находиться в таком месте по многим причинам. Это может стать толком к тому, что каждый человек поймёт, что если сегодня не снизить загрязнение морей и океанов, то такие ужасающие ситуации сложатся по всему Мировому океану и водах суши.

28. В реках содержится пресная вода необходимая для жизни человека, а также для его хозяйства. Если вода станет непригодной для хозяйственных и питьевых нужд, то случится катастрофа, ведь больше всего страдают от рук человека реки.

Страница 51

В копилку житейского опыта

29. Правила поведения человека в море. В море и океане человек должен быть осторожен и бдителен, внимателен. Нельзя быть несобранным и рассеянным, ведь океан не прощает этого. Человек должен быть предельно собран и сосредоточен на безопасности себя самого и товарища.

30. На террасе, так как в период половодья речная пойма затапливается.

Экспресс-контроль

31. а) Вода в природе находится в трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном;

в) Подавляющая часть гидросферы – это солёная вода морей и океанов;

д) Мировой океан – богатейшие кладовые минеральных ресурсов, энергии, продуктов питания на Земле;

е) Воды Мирового океана находятся в постоянном движении.

Страница 52

32. б) 96%

33. в) ледники

34. Океаны в порядке убывания их площади: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

35. А)

36. С)

Страница 53

37. В)

38. А)

39. а) Залив – часть океана или моря, вдающаяся в сушу;

в) Проливы – это узкие, вытянутые участки морской поверхности, соединяющие две акватории и разделяющие участки суши;

г) Гренландия – самый большой по площади остров на Земле;

е) Средиземное море относится к внутренним морям;

з) Самая глубокая океаническая впадина – Марианская.

Страница 54

40. в) 35%0

41. б) Красном

42. а) Океанская вода имеет горько-солёный вкус;

б) Средняя солёность океана 35%0;

г) Самую низкую солёность имеют моря Северного Ледовитого океана;

д) Самое солёное море – Красное, его солёность 42%0;.

43. б) Самый холодный – Северный Ледовитый;

г) С увеличением географической широты температура поверхностных океанических вод понижается.

44. D)

Страница 55

45.

1

2

3

В

А

Б

46. г) Лена

47. В)

48. б) Байкал

49. б) в верхней части земной коры

Страница 56

50. А)

51. 1) Русло

2) Пойма

3) Терраса

Страница 57

АТМОСФЕРА – ВОЗДУШНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ

Работаем с информацией

1. Атмосфера служит естественным барьером, который защищает Землю от пагубной солнечной радиации, она защищает Землю от чрезмерного охлаждения и нагревания, атмосфера важный климатообразующий фактор. Именно атмосфера содержит воздух, которым дышат живые организмы.

2. Газы в составе атмосферы: азот, кислород, углекислый газ и другие газы. Для растений необходим углекислый газ и азот, для животных кислород.

3. Примеси в воздухе содержатся за счёт выделений газов или пыли из каких-либо сред. Некоторые газы в больших количествах наносят вред живым организмам, нарушают обмен веществ и процесс дыхания.

4. Постоянный состав атмосферы поддерживается растениями, а также естественным круговоротом веществ на Земле (например, растения поглощают углекислый газ и выделают кислород, сокращение площади лесов привело к увеличению доли углекислого газа в атмосфере). Состав атмосферы зависит от растений на планете и процессов обмена веществ.

Страница 58

5. Зависимость нагревания земной поверхности от угла падения солнечных лучей: чем больше угол падения, тем больше происходит нагревание поверхности.

6. Так как на каждый километр температура меняется на 6 0С, то, если на вершине высотой 4 км температура 00С разница температур на вершине и у подножия составит 4*6=240С, так как с высотой температура убывает, то у подножия будет +24 0С.

7. Если самолёт летит на высоте 9000 м (9 км), а на 1 км температура меняется на 60С, то разница температур составит 9*6=540С. Тогда, если у поверхности +180С, то на высоте 9000 метров будет (с высотой температура уменьшается): +18 – 54 = -360С.

8. Высота столбика ртути уменьшается при подъёме вверх и увеличивается при спуске вниз, так как давление воздуха на столб ртути уменьшается, ведь при подъёме на столб давят меньшие массы воздуха.

9. Давление понижается на 1 мм рт. ст. на каждые 10,5 м высоты. Тогда, если холм высотой 50 м, то 50 : 10,5 = 4,76 мм рт. ст. – разница между вершиной и подножием холма. Тогда на вершине холма: 750 – 4,76 = 755,24 мм рт. ст.

10. 1) 8848 – 5000 = 3848 м – высота подножия Джомолунгмы;

2) 3848 : 10,5 = 366,5 мм рт. ст. – разница давления между подножием и вершиной;

3) 760 – 366,5 = 393,5 мм рт. ст. – давление на вершине Джомолунгмы.

11. С (731 мм рт. ст.) Ю (748 мм рт. ст.)

В (730 мм рт. ст.) З (654 мм рт. ст.)

12. При температуре +12 0С примем, что может содержаться 10,6 г водяного пара (данные из справочных материалов https://dpva.ru/Guide/GuidePhysics/Humidity/MaximumMoistureContentAir/), тогда если в нём содержится 1 грамм водяного пара: 1 : 10,6 * 100% = 9,4%.

Страница 59

13. Больше водяного пара в воздухе, который сформировался над поверхностью Чёрного моря, так как испаряемость над Чёрным морем выше, чем над Карским. Кроме того, температуры воздуха над Черным морем выше и количество водяного пара, которое он может содержать.

Решаем проблемы

14. Меры по охране атмосферы, которые необходимо принять: На заводах и фабриках устанавливать качественное очистное оборудование. Автомобильной промышленности нужно переходить на электрическую энергию, что бы уменьшить выбросы в окружающую среду, либо использовать более чистые виды топлив. За счёт этого смог в городах уменьшится. Люди должны перейти на электрические способы отопления жилища, либо не использовать твёрдые топлива. Необходим строгий контроль для предотвращения лесных пожаров, которые зачастую возникают по вине человека.

Страница 60

15. В борьбе за частоту воздуха должны принимать участие все страны мира потому, что одна страна не в силах изменить ситуацию во всём мире. Все страны должны действовать сообща.

16. Примеры изменений климата: зимы становятся мягче, но и лето становится больше дождливым. По всему миру происходят аномальные температурные рекорды и выпадают рекордные осадки. Средние температуры на территориях изменяются и демонстрируют рост или понижение в сравнении со старыми данными.

Изучаем на практике

17. Пример выполнения:

Дата: 17.04.2017

Время

6:00

8:00

10:00

12:00

14:00

16:00

18:00

20:00

23:00

Температура воздуха

- 1

0

+1

+3

+4

+2

+1

0

- 1

 

Среднесуточная температура 17 апреля была +10С.

Суточная амплитуда температуры 50С.

Страница 61

18. Апрель 2017 года. Для месяца характерно следующее: большое количество дней с положительной температурой, осадки и западные ветры.

Таким образов преобладали Юго-западные ветры (10 дней).

 

19. 3,40С.

20.

Время

10:00

12:00

14:00

16:00

18:00

20:00

Давление

766

764

764

760

762

765

При увеличении температуры воздуха давление уменьшается и наоборот.

Страница 62

21. В моей местности (Санкт-Петербург) в апреле 2021 года наблюдалась сильная (пасмурная) и небольшая облачность.

22. Моя местность – Санкт-Петербург.

1. Пояс освещенности – северный умеренный.

2. Среднемесячные температуры

Я

Ф

М

А

М

И

И

А

С

О

Н

Д

-50С

-70С

-20С

+70С

+110С

+170С

+200С

+180С

+130С

+80С

+10С

-30С

Среднегодовая температура: 4,750С.

3. Преобладают Западные и Юго-Западные ветры.

4. Среднегодовое количество осадков – 500-1000 мм.

5. Самый тёплый – июль, самый холодный – февраль.

6. Атлантический океан и приморское положение оказывает сильно влияние (климат влажный).

7. Умеренно континентальный близкий к морскому.

В копилку житейского опыта

23. Букашки, которыми питаются ласточки, перед дождём начинают летать низки, около земли, поэтому ласточки в поисках корма летают низко. Другие приметы: Если дым из трубы столбом – к морозу, стелется к оттепели. Кошка лежит, согнувшись в комок, и прячет мордочку – к похолоданию. Кошка развалилась во весь рост – к теплу.

Страница 63

24. Сильнее песок будет нагреваться днём, так как днём лучи падают под большим углом к земной поверхности.

25. Влажность воздуха 90% означает, что высока вероятность осадков, потому я возьму с собой зонтик, если пойду на улицу.

26. Основные правила безопасного поведения во время грозы: нельзя стоять под деревом или любым другим выступающим над уровнем местности предметом (столбы, указатели и т.д.), во время грозы необходимо закрыть окна и выключить мобильный телефон, а также достать из розетки другие электроприборы.

Экспресс-контроль

27. 3) оба верны

28. 2) верно только Б

29. в) суша нагревается и остывает быстрее, чем вода

Страница 64

30. А)

31. а) понизится на 3-40

На каждые 100 метров температура уменьшается на 0,60С; тогда 530 : 100 = 5,3 – разница температуры у основания и высшей точкой Останкинской телебашни.

32. б) атмосферным давлением

33. В: 763, 763, 765 мм рт.ст.

Н: 753, 759, 747 мм рт.ст

34. С)

Страница 65

35. 1) Верно только А

36. а) Максимальная - +58 Ливийская пустыня, минимальная – 89,2 на станции Восток в Антарктиде;

б) Самая низкая относительная влажность – пустыня Атакама; самая высокая – Арктика.

в) Наибольшее количество осадков – Черапунджи, наименьшее – Кильягуа.

37. Климат территории при удалении от океана становится континентальнее. К изменяющимся показателям относят температуры воздуха и количество осадков. По мере удаления уменьшается количество осадков, увеличивается амплитуда годовых температур (лето суше и жарче, зима холоднее и суше).

38. 1) Верно только А

Страница 66

БИОСФЕРА – ЖИВАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ

Работаем с информацией

1. Биосфера – земная оболочка, в которой существуют живые организмы и продукты их жизнедеятельности.

Биосфера включает верхние слои литосферы, гидросферу и нижнюю часть атмосферы.

Растениям для роста необходимы солнечная энергия (в виде света), вода, углекислый газ и минеральные вещества.

Нектон – это свободно плавающие в воде организмы.

Бентос – это донные обитатели.

Планктон – организмы, перемещающиеся вместе с толщей воды.

2. Если все растения на Земле исчезнут, то большая часть кислорода пропадёт из атмосферы, так как не будет тех, кто вырабатывает огромную его часть (растений).

3. а) Первые живые организмы появились в Мировом океане в архейскую эру (3.5 млрд лет назад).

б) Наибольшее количество живых организмов сосредоточено на суше, так как здесь могут сосуществовать виды, обитающие во всех оболочках.

4. Наиболее разнообразный видовой состав животных, так как они более многочисленны и обитают в различных средах, условиях (там, где природные оболочки соприкасаются). На разнообразие флоры и фауны влияют природно-климатические факторы (климат, рельеф, ландшафт территории, количество видов на территории и их конкуренция).

Страница 67

5. а) распространением живых организмов;

б) верхняя – нижние слои атмосферы; нижняя – верхняя часть литосферы;

в) Потому, что их размещение зависит от природных условий (рельефа и климата), где условия лучше, там наиболее разнообразен органический мир.

Страница 68

6.


7. а) в тундре: песец, сфагнум, карликовая берёза, лемминг;

б) в зоне лесов: ель, сорока, рысь, сова, белка, бурый медведь, лещина;

в) в зоне степей: ковыль, тюльпан, полёвка, суслик.

8. Положительное: создание заповедников и зоопарков, выведение новых пород животных и культур растений. Негативное: истребление видов, вырубка лесов, распашка земель. Я участвую в охране природы непосредственно, принимая участие в экологических акциях: выхожу на субботники, убираю мусор, высаживаю деревья, строю кормушки для птиц и подкармливаю их.

9. Плодородие; гумуса (перегноя).

10. Почва – это верхний плодородный слой земной коры, возникший в результате длительного взаимодействия живого и минерального вещества и обладающий плодородием.

а) на территории России – подзолистые; Подзолистые состоят из трёх горизонтов, имя выраженный горизонт вымывания (подзол).

б) Моя местность – Санкт-Петербург и Ленинградская область. Основной тип почв – подзолистые, бедные перегноем и отличающиеся значительной кислотностью.

Страница 69

11. Примеры, подтверждающие зависимость распространения растений от почв: Каждой природной зоне соответствует свой тип почв. Степные травы и злаки растут на чернозёмах и каштановых почвах. Смешанные на дерново-подзолистых. Каждому типу растений характерно произрастания на определённых почвах.

Решаем проблемы

12. Каждый час на земле открываются новые виды животных и растений. Природа постоянно изменяется в органическом плане, живое вещество не стоит на месте. Если пытаться экспериментировать над биосферой, то можно нарушить существующий баланс всего живого на планете, что приведёт к колоссальным экологическим проблемам мирового масштаба.

13. Человек дышит кислородом атмосферы. Состоит и употребляет в различных сферах воду из гидросферы. А обитает, строит дома и города на литосфере и из объектов литосферы.

14. б) заменить термин «раса» на термины «происхождение», «популяция», которые не будут связаны с колониальным прошлым и разделению людей и их прав по внешним признакам.

Страница 70

Экспресс-контроль

15. В.И. Вернадский

16. б) Человек разумный появился на Земле 40 млн лет назад

17. 2) верно только Б

18. 1) верно только А

19. 3) оба верны

20. г) всё вышеперечисленное

21. 1) верно только А

22. в) чернозём

Страница 71

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА

Работаем с информацией

1.


2.


3. Суточные ритмы обусловлены вращением Земли вокруг своей оси.

Страница 72

4. Высотные пояса тропиков имеют большее разнообразие относительно высотных поясов умеренного пояса. Это зависит от высоты гор, а также большее количество поясов связано с приближённостью к экватору.

5. Природные зоны сменяются, так как изменяются климатические условия, которые больше способствуют произрастанию лиственных пород. На это влияют увлажнённость территории и температуры воздуха.

6. Зону тайги к югу сменяет зона смешанных и широколиственных лесов, так как к югу от тайги становится теплее (зимы не такие суровые), изменяются условия увлажнения, в которых могут произрастать и лиственные породы деревьев.

7.

Природная зона

Распространение

Растительность

Животный мир

Арктическая пустыня

Высокие полярные широты

Редкие лишайники

Морские птицы, тюлени, моржи, белый медведь

Тундра

Районы полярных кругов

Лишайники, карликовые берёзы

Северные олени, песец, полярные волки

Тайга

Умеренный пояс

Хвойные деревья (ели, сосны, кедры), травы

Белки, лисы, волки, медведи, лоси, дятлы, кабаны, олени

Лиственные леса

Умеренный пояс

Лиственные породы деревьев (дуб, берёза, клён)

Кабаны, зайцы, лисы, еноты, барсуки

Степи

Умеренный пояс

Злаки и травы

Сурки, суслики, мыши-полёвки, лисичка-корсак, ястребы, соколы, бизоны

Пустыни и полупустыни

Тропические широты и субтропики

Верблюжья колючка, саксаул, кактус

Верблюды, антилопы, ящерицы, змеи, саламандры

Саванны

Тропические широты

Высокие травы, злаки

Лев, гепард, антилопа, зебра, бегемот, жираф, гиена

Экваториальные леса

Экваториальные широты

Папоротники, лианы, сейба, орхидеи

Пантера, змеи, Леопарды, Ягуары, карликовые бегемоты, окапи

Страница 73

Работаем с картой

8. Высотных поясов больше в Альпах, так как Альпы выше Скандинавских гор и располагаются ближе к экватору. Это выяснить можно по физической и климатической картах.

9.


10. Это сельскохозяйственный культурный ландшафт. Представленные объекты культурного ландшафта: фруктовый сад, пашня, приусадебные участки (огороды), высаженные вдоль железной дороги кустарники.

Решаем проблемы

11. Так говорят потому, что человек обитает именно в географической оболочке. Он изменяет её, преобразует. В географической оболочке сосредоточена среда обитания человека. Её называют географическая потому, что она охватывает географическое положение человеческого существования. По сути, география и изучает всю географическую оболочку.

Страница 74

12.

а)

б)


13. Моя местность – Санкт-Петербург.

а) Что можно сделать в первую очередь: отремонтировать скверы, парки и придомовые площадки, отреставрировать старинные дома, озеленение дворов в кварталах новой застройки.

б) Что можно сделать в перспективе: произвести облагораживание промышленных зон предприятий, которые закрыты, создать там культурные озеленённые пространства, создание экологичной безотходной городской среды.

Изучаем на практике

14. Моя местность – Санкт-Петербург.

В моей местности для устранения отрицательного воздействия на среду проводятся субботники по уборке территории, высаживаются деревья. На предприятиях переходят к замкнутому водному обороту, устанавливают современное очистное оборудования для сточный вод и отходящих газов, в городе идет активный переход с автобусов на электротранспорт (электробусы). По всему городу создаются новые парки, а также особо охраняемые природные территории регионального значения.

Страница 75

15.


В копилку житейского опыта

16. Египет: тропический климат и тропическая пустыня с многочисленными оазисами. Вдоль Нила раскинулась плодородная и увлажнённая пойма реки. Днём здесь очень жарко, а ночью может быть прохладно.

Индия: влажный субэкваториальный климат. Саванны, редколесья и непроходимые переменно-влажные леса (джунгли). Здесь наблюдается сухой и влажный сезон, хотя большую часть времени здесь влажность повышенная.

Экспресс-контроль

17. а) тропосферы

18. в) ритмичности

Страница 76

19. 2) Система взаимосвязанных и неразрывных компонентов (рельеф, климат, поверхностные воды, почвы, растительность, животный мир) на определённой территории.

20. 3) соотношения тепла и влаги

21.

1

2

3

4

Б

Г

А

В

22. 3) закономерная смена природных зон на Земле, обусловленная изменением количества тепла и влаги.

23. Высотная поясность

24. б) высотная поясность

25. а) Влажные экваториальные леса располагаются по обе стороны от экватора;

г) Пустыни образовались в результате недостатка влаги;

е) Для степей характерны жаркое сухое лето и морозная зима, плодородные почвы.

Страница 77

26. б) тундры

27. в) тайги

28. б) степей

29. б) пашня

30. 3) оба верны

31. в) в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

32. а) природный

 




ГДЗ по географии. Ответы к рабочим тетрадям, контурным картам и вопросам учебника. У нас все правильно!