Урок 4. Земля среди других планет Солнечной системы (§3)
Мы ответим на следующие вопросы.
1. Что является основным источником энергии для большинства земных процессов?
2. Когда и в результате каких процессов образовалась Земля?
3. Каково положение Земли в Солнечной системе?
4. Какие общие черты характерны для планет земной группы?
5. Что появилось раньше на Земле – атмосфера или Океан?
6. Когда и где, по современным научным представлениям, на Земле зародилась жизнь?
7. Почему жизнь на Земле зародилась в океане? Какие условия были необходимы, чтобы организмы смогли выйти на сушу?
8. Какую форму имеет наша планета? Правильно ли использовать словосочетание «земной шар»?
Мы измерим «земные окружности», чтобы понять, является ли глобус наиболее точной моделью Земли.
1. Земля в Солнечной системе.
- Задания по рисунку.
1) Подпиши названия планет Солнечной системы.
2) Укажи среднее расстояние Земли от Солнца.
3) Обозначь положение пояса астероидов знаком .
- Впиши пропущенное слово в определение.
Солнечная энергия – основной источник для процессов, происходящих на поверхности Земли.
- Перечисли планеты земной группы и их черты, сделай вывод.
Планеты земной группы – Меркурий, Венера, Земля, Марс.
1. Размеры: относительно малы.
2. Внутренне строение: плотное ядро, мантия, кора.
3. Наличие атмосферы: атмосфера есть.
4. Плотность вещества: высокая.
Вывод. У всех планет земной группы сходное внутреннее строение, имеется газовая оболочка, атмосфера, плотность вещества достаточно высокая, размеры планет небольшие.
2. Возникновение Земли.
- Сделай иллюстрированную «Историю возникновения и развития Земли».
Сначала происходит столкновение каменных тел, которые падали на поверхность Земли и выделяли газ, которые начали образовывать воздушную оболочку планеты, 1-3 периоды – образование атмосферы, 4-6 – формирование озонового слоя.
3. Форма и размеры Земли.
- Задания по рисункам на с. 9.
1) Обведи на рисунках те фигуры, которые соответствовали представлениям людей о форме Земли до и после экспедиций Французской академии наук в середине XVII в., проверявших гипотезу И. Ньютона.
2) Обозначь и подпиши значения длин соответствующих радиусов.
Школа географа-следопыта
План работы
1) Определи по глобусу длину экватора и длину окружности, проходящей через Северный и Южный полюсы Земли.
2) Сравни результаты измерений и сделай вывод о форме глобуса и Земли.
Вывод. Так как длины экватора и окружности, проходящей через полюсы, на глобусе почти одинаковы, то глобус имеет шарообразную форму, что соответствует форме Земли.