Урок 12. Строение земной коры. Землетрясение (§9)
Мы ответим на следующие вопросы.
1. Как отличаются океаническая и континентальная земная кора по толщине и строению?
2. Что называют землетрясениями?
3. Какова причина большинства землетрясений?
4. Как определяют интенсивность землетрясений? Какие приборы для этого используют?
5. Где чаще всего происходит землетрясение?
6. Как и где образуются цунами и чем они опасны?
Мы определим интенсивность землетрясений по 12-бальной шкале и продолжим фенологические наблюдения.
1. Земная кора.
- Используя рис. 25 и текст учебника (с. 45-46), укажи в таблице основные характеристики слоев континентальной и океанической земной коры.
2. Нарушения слоев земной коры. - Впиши пропущенные слова.
На рис. 1 показана схема образования выпуклых и вогнутых складок. Области складчатости формируются там, где слои земной коры пластичные, а движения литосферных плит направлены параллельно друг другу.
Укажи стрелками (→←) направления действия сил, приводящих к образованию складок.
На рис. 2 показана схема начала образования вогнутых и выпуклых складок. Покажи результат этого процесса.
3. Землетрясение.
- Задания по рис. 3 (на рисунке показан очаг землетрясения).
2) Стрелками покажи, в каких направлениях от очага землетрясения распространяются сейсмические волны.
- Впиши пропущенные слова.
Землетрясение – подземные удары и вызванные ими движения земной поверхности.
Подземный толчок, произошедший под океаническим дном, вызывает не только землетрясение, но и подводные трясения. В таких случаях может образоваться цунами – волны, распространяющиеся со скоростью 50-1000 км в час и производящие на побережьях колоссальные разрушения.
- Проведи филологическое «расследование», касающееся слова «цунами». Заполни пропуски в следующем тексте.
Слово «цунами» японского происхождения, в переводе означает «волна в гавани» или «волна в море». В русском языке слово «цунами» среднего рода и не склоняется (склоняется/не склоняется).
Школа географа-следопыта
- Запиши в таблицу результаты оценивания интенсивности землетрясений по описаниям.
- Запиши результаты своих фенологических наблюдений в календарь природы.