Тема 15-19 - География 5 класс Алексеев (ответы к учебнику)


§15. Географические координаты

1.Найдите на карте Скандинавский полуостров, полуостров Камчатка, материки Африка и Австралия, озеро Байкал. Какие образы у вас складываются?  

Скандинавский полуостров похож на тигра.

Полуостров Камчатка похож на огромный корабль.

Материк Африка похож на пистолет.

Материк Австралия похож на голову дракона.

Озеро Байкал похоже на гигантский полумесяц.

 

2.Назовите материки, через которые проходит нулевой меридиан. 

Евразия, Африка, Антарктида.

 

3.Назовите географические координаты самой северной и самой южной точек земного шара. 

Самая северная точка — северный полюс. ее координаты — 90 градусов северной широты, а долгота — неопределенная. Самая южная — южный полюс, 90 градусов южной широты, долгота также не 

определена.

 

4.По физической карте определите географические координаты: а) города Нью-Дели; б) вулкана Везувий; в) города Владивостока. 

А) Нью-Дели 28°40′ с. ш. 77°13′ в. д.

Б) вулкан Везувий 40° 49′ с. ш. 14° 25′ в. д.

В) город Владивостока 43° 7′ с. ш. 131° 54′ в. д.

 

5.Определите географические координаты столиц США, Франции, Австралии. 

Столица США: Вашингтон 38°53′ с. ш. 77° з. д.

Столица Франции: Париж 48°50′ с. ш. 2° в. д. 

Столица Австралии: Канберра 35° ю. ш. 149° в. д.

 

6.Определите координаты вашего областного центра.  Областной центр Московской области – Москва. Координаты: 55°45′07″ с. ш.; 37°36′56″ в. д.

 

7.Выполните работу «Географический адрес моего населенного пункта», заполните в тетради таблицу.

Населенный пункт – город Домодедово

 

 

8.Этот один из красивейших городов мира находится в Европе. Его координаты 50° с. ш., 14° в. д. Как называется этот город?

Прага

 

9.На этом острове, центральная часть которого имеет координаты 19° ю. ш., 47° в. д., водятся полуобезьяны – лемуры. Как называется этот остров?

Мадагаскар

 

10.Эта точка Земли интересна тем, что ее географические координаты равны нулю. Где находится эта точка? Найдите ее на карте. 

Гвинейский залив (восточная часть Атлантического океана), западнее Африки.

 

11.Какие географические объекты имеют координаты: а) 30° с. ш. и 30° в. д.; б) 10° с. ш. и 80° з. д.; в) 35° с. ш. и 140° в. д.? 

На координатах 30° с. ш. и 30° в. д. расположен город Каир (страна Египет).

На координатах 10° с. ш. и 80° з. д. расположен Панамский канал (страна Панама).

На координатах 35° с. ш. и 140° в. д. расположен город Токио (страна Япония).

 

12.Почему герои романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта» в поисках потерпевших кораблекрушение вынуждены были посетить все материки, через которые проходила параллель 37°11’ ю. ш.?

Герои этой книги нашли сообщение о кораблекрушении, которое было запечатано в бутылке. В письме была указана лишь параллель, а значение меридиана размыла вода. 

 

 

§16. Учимся с «Полярной звездой»

1.Сравните план местности и географическую карту. Чем они различаются? Результат оформите в виде таблицы. 


 

 

2.Составьте описание маршрута по топографической карте на рисунке 23 (с. 34) Мы отправляемся в поход. Утром собираемся у церкви в селе Барсуки, затем спускаемся к реке Зайке и отправляемся на лодке вниз по ее течению до деревянного моста. Далее пойдем пешком до села Клёново. У железнодорожной насыпи сделаем остановку.

Плыть следует на восток, а после – пройти по дорогам около 3км 300 метров. На правом берегу мы встретим: село Барсуки, кустарник, отдельно стоящее лиственное дерево, полевую дорогу. На левом – овраг, отдельно стоящее лиственное дерево, полевую дорогу, заболоченный луг. Большое село (Барсуки) можно увидеть на правом берегу. После того, как сойдем с лодки, следует двигаться на север, поднимаясь вверх. Село Красное расположено к северо-западу от железнодорожной насыпи. На маршруте придется столкнуться со следующими опасностями: движение по шоссе, переход через железную дорогу, пересечение большого оврага перед селом Клёново. Необходимо помнить о правилах дорожного движения, правилах пересечения ж/д путей, а также следует изучить подходы к Клёново, чтобы не попасть в овраг. В поход необходимо взять питание и воду, аптечку, туристический коврик.

 

3.Изучите топографическую карту на рисунке 36. С помощью масштаба определите расстояние по прямой: а) от точки В до точки А; б) от точки В до точки С. Определите абсолютную высоту точки В.

а) 5,5 * 100 = 550 (м) − от точки В до точки А;

б) 5 * 100 = 500 (м) − от точки B до точки C.

125 + 15 = 140 (см) − абсолютная высота точки B

 

 

4.Вам предстоит выполнить проектное задание - выбрать наилучший вариант освоения земельного участка, план которого вы видите на рисунке 37. Выбор следует обосновать.

Ответьте на вопросы:

1. Есть ли на участке какие−нибудь объекты, уже построенные человеком?

2. Где находятся холмистые участки, а где ровные? Крутые или пологие склоны у холмов?

3. Какие участки подходят: а) для распашки под поля; 6) под сенокосы; в) для строительства домов; г) для лыжной трассы; д) для других объектов?

4. Где и какую нужно проложить дорогу?

5. Как можно использовать протекающую реку? Нужно ли строить мост?

 

На участке нет построенных человеком объектов. Возле реки территория достаточно ровная. Чем дальше от реки, тем выше холмы. Склоны у холмов пологие. Не стоит выбирать склоны для распашки под поля, а равнины по обе стороны реки подойдут для этих целей. Луга подходят для сенокоса, поскольку там растет много травы. Для постройки дома подойдет ровная местность, поскольку там меньше всего растений. Те склоны, которые не подойдут для распашки, можно использовать как лыжные трассы. Помимо домов можно построить склады для хранения товаров. Вдоль реки следует проложить асфальтированную дорогу. Через реку также можно построить мост. Река может быть использована как транспортный мост или в качестве зоны отдыха. 

 

§17. Как люди заселяли Землю

2.Как человек стал расселяться по Земле? 

Согласно мнению ученых, первые люди появились в Восточной Африке и, вероятнее всего, в Юго-Восточной Азии. Именно там природные условия наиболее благоприятны для человека. После уже были заселены все остальные территории, кроме Антарктиды. Берингова пролива не существовало, поэтому до Северной Америки добраться можно было по суше. 

Постепенно численность людей на конкретной территории становилась больше, а еды хватало не всем. Приходилось искать территории, где никто не охотился и не рыбачил. Со временем приходилось осваивать все менее ценные земли, поскольку количество людей все увеличивалось. 

 

3.Как возникли земледелие и животноводство? 

Не установлено, кто был первым земледельцем, известно только, что около пяти тысяч лет назад люди научились возделывать землю и выращивать растения. Примерно тогда же люди поняли, что для добычи мяса можно не только охотиться в лесах, но и приручить маленького детеныша кабана, например. После этого выкормить этот кабана, а когда животное подрастет, съесть его. Также сделали и с козами, утками, лошадьми, коровами. 

 

4.Почему люди стали заселять земли с более суровыми природными условиями? 

Когда люди начали расселяться по Земле, постепенно выяснилось, что территорий с благоприятными условиями и запасами пищи на всех не хватит. Началась борьба, проигравшим в которой приходилось заселяться на территориях с суровыми природными условиями. Чтобы там выжить, приходилось приспосабливаться к суровому климату или к недостаточному количеству пищи. 

 

5.Расскажите о жизни людей на берегу Северного Ледовитого океана. 

Заселявшие берега Северного Ледовитого океана эскимосы прежде всего занимались охотой на морского зверя и рыболовством. Море снабжает всем нужным для жизни: одежда, обувь из шкур морских зверей, жир для светильников, сырое мясо и рыба. 

 

6.Расскажите о хозяйственной деятельности людей в пустыне. 

В пустыне очень важна вода, поэтому жизнь концентрируется в долинах рек (например, у Нила), в оазисах, на участках, где подземные воды находятся близко к земле. Здесь можно найти продовольствие, возделывая пшеницу, рис, кукурузу.

 

7.Найдите в тексте параграфа образные выражения, которые помогают понять, как человек приспосабливался к новым жизненным условиям. 

Теплая одежда, жилище, новые орудия труда.

 

8. Какие вы знаете способы приспособления человека к различным природным условиям: влажным или засушливым местам, высоким или низким температурам, ветрам, горному рельефу и т.д.?

Люди эпохи палеолита приспосабливались к новым природным условиям, приобретая темный оттенок кожи, узкие глаза. В настоящее время человечество также вынуждено приспосабливаться к среде проживания. Например, жители засушливых районов, экономят воду, создают скважины. Влажный климат вынуждает строить укрепления для защиты от паводков. В тех местах, где температуры низкие, люди надевают меховую одежду, занимаются оленеводством. Жители пустынь занимаются выращиванием фруктов.

§18. Расы и народы
2.Что такое расы? 
Под расой понимают крупную группу людей, связанных общностью происхождения и внешних физических признаков. 
3.Чем отличаются народы друг от друга? 
Народы отличаются языком, способом ведения хозяйства, традициями, верованиями и обычаями. 
4.Какие самые распространенные языки на Земле? 
Самым распространенным языком по числу носителей является китайский (более миллиарда носителей). Второе место занимает язык хинди/урду, третье – испанский язык. 
5.Что такое плотность населения? 
Величина, которая показывает, сколько в среднем проживает на единицы площади территории – плотность населения. 
7.Выясните плотность населения: а) в России; б) в вашем городе, районе. 
А) Плотность населения России − 8,39 чел./км²; Б) Плотность населения города Домодедово - 780.34 чел./км².
8.Сравните карту плотности населения и политическую карту мира. Определите районы, где меньше всего населения. 
Наименьшая плотность населения в Сибири, на Дальнем Востоке, в Монголии, в Намибии, в Австралии и в Канаде. 
9.Сравните политическую и физическую карты. Какая более изменчива? 
Более изменчива политическая карта.
§19. Учимся с «Полярной звездой»
1.А) Найдите самые крупные по площади страны мира. Выпишите не менее пяти стран. Рядом с каждой укажите часть света, в которой находится страна. Б) Используя только карту, расположите следующие страны в порядке убывания площади их территории: Украина, Пакистан, Иран, Аргентина, Франция. 
А) Россия (Евразия), Китай (Азия), США (Северная Америка), Канада (Северная Америка), Бразилия (Южная Америка).
Б) Аргентина − Иран − Пакистан − Франция – Украина.
2. А) Запишите название страны, через территорию которой проходят Северный тропик и нулевой (Гринвичский) меридиан. Б) Расположите параллели: Северный полярный круг, Северный тропик, Южный полярный круг, Южный тропик в зависимости от количества стран, которые они пересекают. В) Вставьте пропущенные слова в следующие предложения: Параллель … пересекает страны: Колумбию, Бразилию, Кению, Индонезию. Северный тропик и меридиан 100° з. д. пересекаются на территории страны … . Япония находится … Казахстана, а Австралия - … Японии.  Г) В два столбца выпишите примеры стран, которые: а) имеют только сухопутные границы; б) не имеют сухопутных границ.  
А) Северный тропик и Гринвичский меридиан проходят через Алжир и Мали, которые находятся в Африке.
Б) По мере увеличения количества стран: Южный полярный круг (нет стран) − Северный полярный круг (Канада, Россия) − Южный тропик (Чили, Аргентина, Бразилия, Намибия, Австралия) − Северный тропик (Мексика, Мавритания, Алжир, Ливия, Египет, Саудовская Аравия, Индия, Бангладеш, Мьянма, Китай и др.)
В) Параллель нулевая пересекает страны: Колумбию, Бразилию, Кению, Индонезию.
Северный тропик и меридиан 100° з.д. пересекаются на территории страны Мексика.
Япония находится восточнее Казахстана, а Австралия − южнее Японии.
Г) 
3.Сравните: а) Чили и Турцию; б) Китай и Канаду. Запишите, какой признак использовался для сравнения. 
а) Чили и Турция: Чили − вытянутая узкая территория страны. Турция − территория имеет форму, близкую к овалу.
Признак, использованный для сравнения: конфигурация территории.
б) Китай и Канада: Китай − страна, расположенная на материке Евразия, Канада − на материке Северная Америка.
Признак, использованный для сравнения: географическое положение.
4.Почтовые открытки (рис 41, А, Б, В и Г) послали своим друзьям школьники из разных стран. Определите: а) какой текст ( 1 – 4) соответствует каждой из этих открыток; б) из какой страны пришла каждая открытка.
а) 1 – Г; 2 – В; 3 – Б; 4 – А. б) 1 – из Канады; 2 - из Маврикия; 3 – из Китая; 4 – Из Франции
5.Напишите открытку другу. Расскажите главное о своей стране – России. 
Привет, Паша!
Я живу в России – самой большой стране мира с населением 145 млн человек, расположенной в Евразии и граничащей с двадцатью странами мира. Россия – многонациональная страна, в ней проживают около 200 национальностей. Жители нашей страны разговаривают на 15 языках. Но государственным языком России является русский. Столица России – город Москва. Он также является самым крупным городом нашей страны с населением 12 млн человек. Россия − очень красивая страна с богатой историей и культурой. Я очень люблю свою Родину.
С уважением,
Катя.
Обобщение по теме
1.Составьте описание местности, в которой вы живете. Выясните, какие традиции и обычаи были у людей, населяющих вашу местность в разные века. 
Столица России – город Москва. Это город с многовековой историей; первое упоминание о ней относится к 12 веку н.э. Основатель города – Юрий Долгорукий. Москву много раз завоевывали, сжигали, однако, всегда отстраивали. Ее архитектурой и памятниками восхищались писатели и поэты. До настоящего времени сохранилось множество построек из разных веков. Ряд архитектурных памятников внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Многие знают о Красной площади, Кремле, Новодевичьем и Донском монастырях, усадьбах Царицыно, Останкино. 
Москва – культурный и экономический центр России. Здесь расположено множество институтов и университетов, посольств, представительств компаний. Для удобства туристов построено множество отелей, ресторанов и кафе. В Москве также находится резиденция Президента России.
2.Наш соотечественник, ученый Николай Николаевич Миклухо-Маклай, живя среди папуасов, еще в конце XIX в. доказал ложность и вред идеи неравенства разных рас. Подберите материал о жизни Миклухо-Маклая. 
•Свое образование ученый получил в Германии, какое-то время жил за пределами России. 
•Автор более сотни научных трудов, в частности, статей и заметок, которые были опубликованы на немецком и английском языках. 
•Защитник коренных народов Океании и Юго-Восточной Азии, противник работорговли.
•Следовал принципу единства человеческого рода, отвергал теории о неравенстве разных рас. 
•Призывал к созданию Папуасского Союза, главой которого он пытался стать. 
•В 1884 году берег Маклая, в результате обращения ученого к Бисмарку, стал германской колонией. 
3.Среди лауреатов Нобелевской премии есть представители всех человеческих рас. Подготовьте сообщение об одном из российских лауреатов. 
Илья Ильич Мечников получил Нобелевскую премию в 1908 году за «труды по иммунитету». Ученый выполнял исследования по изучению сифилиса, туберкулеза и брюшного тифа. Он является создателем русской школы иммунологов и микробиологов. Мечников провел сравнение между лейкоцитами человека и фагоцитами морских звезд. Премия была получена ученым за создание фагоцитарной теории иммунитета. Мечников предположил, что фагоциты изолируют вредные тела, которые попадают в организм и вызывают заболевание. 



ГДЗ по географии. Ответы к рабочим тетрадям, контурным картам и вопросам учебника. У нас все правильно!