Тема 15-19 - География 5 класс Алексеев (ответы к учебнику)
§15. Географические координаты
1.Найдите на карте Скандинавский полуостров, полуостров Камчатка, материки Африка и Австралия, озеро Байкал. Какие образы у вас складываются?
Скандинавский полуостров похож на тигра.
Полуостров Камчатка похож на огромный корабль.
Материк Африка похож на пистолет.
Материк Австралия похож на голову дракона.
Озеро Байкал похоже на гигантский полумесяц.
2.Назовите материки, через которые проходит нулевой меридиан.
Евразия, Африка, Антарктида.
3.Назовите географические координаты самой северной и самой южной точек земного шара.
Самая северная точка — северный полюс. ее координаты — 90 градусов северной широты, а долгота — неопределенная. Самая южная — южный полюс, 90 градусов южной широты, долгота также не
определена.
4.По физической карте определите географические координаты: а) города Нью-Дели; б) вулкана Везувий; в) города Владивостока.
А) Нью-Дели 28°40′ с. ш. 77°13′ в. д.
Б) вулкан Везувий 40° 49′ с. ш. 14° 25′ в. д.
В) город Владивостока 43° 7′ с. ш. 131° 54′ в. д.
5.Определите географические координаты столиц США, Франции, Австралии.
Столица США: Вашингтон 38°53′ с. ш. 77° з. д.
Столица Франции: Париж 48°50′ с. ш. 2° в. д.
Столица Австралии: Канберра 35° ю. ш. 149° в. д.
6.Определите координаты вашего областного центра. Областной центр Московской области – Москва. Координаты: 55°45′07″ с. ш.; 37°36′56″ в. д.
7.Выполните работу «Географический адрес моего населенного пункта», заполните в тетради таблицу.
Населенный пункт – город Домодедово

8.Этот один из красивейших городов мира находится в Европе. Его координаты 50° с. ш., 14° в. д. Как называется этот город?
Прага
9.На этом острове, центральная часть которого имеет координаты 19° ю. ш., 47° в. д., водятся полуобезьяны – лемуры. Как называется этот остров?
Мадагаскар
10.Эта точка Земли интересна тем, что ее географические координаты равны нулю. Где находится эта точка? Найдите ее на карте.
Гвинейский залив (восточная часть Атлантического океана), западнее Африки.
11.Какие географические объекты имеют координаты: а) 30° с. ш. и 30° в. д.; б) 10° с. ш. и 80° з. д.; в) 35° с. ш. и 140° в. д.?
На координатах 30° с. ш. и 30° в. д. расположен город Каир (страна Египет).
На координатах 10° с. ш. и 80° з. д. расположен Панамский канал (страна Панама).
На координатах 35° с. ш. и 140° в. д. расположен город Токио (страна Япония).
12.Почему герои романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта» в поисках потерпевших кораблекрушение вынуждены были посетить все материки, через которые проходила параллель 37°11’ ю. ш.?
Герои этой книги нашли сообщение о кораблекрушении, которое было запечатано в бутылке. В письме была указана лишь параллель, а значение меридиана размыла вода.
§16. Учимся с «Полярной звездой»
1.Сравните план местности и географическую карту. Чем они различаются? Результат оформите в виде таблицы.

2.Составьте описание маршрута по топографической карте на рисунке 23 (с. 34) Мы отправляемся в поход. Утром собираемся у церкви в селе Барсуки, затем спускаемся к реке Зайке и отправляемся на лодке вниз по ее течению до деревянного моста. Далее пойдем пешком до села Клёново. У железнодорожной насыпи сделаем остановку.
Плыть следует на восток, а после – пройти по дорогам около 3км 300 метров. На правом берегу мы встретим: село Барсуки, кустарник, отдельно стоящее лиственное дерево, полевую дорогу. На левом – овраг, отдельно стоящее лиственное дерево, полевую дорогу, заболоченный луг. Большое село (Барсуки) можно увидеть на правом берегу. После того, как сойдем с лодки, следует двигаться на север, поднимаясь вверх. Село Красное расположено к северо-западу от железнодорожной насыпи. На маршруте придется столкнуться со следующими опасностями: движение по шоссе, переход через железную дорогу, пересечение большого оврага перед селом Клёново. Необходимо помнить о правилах дорожного движения, правилах пересечения ж/д путей, а также следует изучить подходы к Клёново, чтобы не попасть в овраг. В поход необходимо взять питание и воду, аптечку, туристический коврик.
3.Изучите топографическую карту на рисунке 36. С помощью масштаба определите расстояние по прямой: а) от точки В до точки А; б) от точки В до точки С. Определите абсолютную высоту точки В.
а) 5,5 * 100 = 550 (м) − от точки В до точки А;
б) 5 * 100 = 500 (м) − от точки B до точки C.
125 + 15 = 140 (см) − абсолютная высота точки B
4.Вам предстоит выполнить проектное задание - выбрать наилучший вариант освоения земельного участка, план которого вы видите на рисунке 37. Выбор следует обосновать.
Ответьте на вопросы:
1. Есть ли на участке какие−нибудь объекты, уже построенные человеком?
2. Где находятся холмистые участки, а где ровные? Крутые или пологие склоны у холмов?
3. Какие участки подходят: а) для распашки под поля; 6) под сенокосы; в) для строительства домов; г) для лыжной трассы; д) для других объектов?
4. Где и какую нужно проложить дорогу?
5. Как можно использовать протекающую реку? Нужно ли строить мост?
На участке нет построенных человеком объектов. Возле реки территория достаточно ровная. Чем дальше от реки, тем выше холмы. Склоны у холмов пологие. Не стоит выбирать склоны для распашки под поля, а равнины по обе стороны реки подойдут для этих целей. Луга подходят для сенокоса, поскольку там растет много травы. Для постройки дома подойдет ровная местность, поскольку там меньше всего растений. Те склоны, которые не подойдут для распашки, можно использовать как лыжные трассы. Помимо домов можно построить склады для хранения товаров. Вдоль реки следует проложить асфальтированную дорогу. Через реку также можно построить мост. Река может быть использована как транспортный мост или в качестве зоны отдыха.
§17. Как люди заселяли Землю
2.Как человек стал расселяться по Земле?
Согласно мнению ученых, первые люди появились в Восточной Африке и, вероятнее всего, в Юго-Восточной Азии. Именно там природные условия наиболее благоприятны для человека. После уже были заселены все остальные территории, кроме Антарктиды. Берингова пролива не существовало, поэтому до Северной Америки добраться можно было по суше.
Постепенно численность людей на конкретной территории становилась больше, а еды хватало не всем. Приходилось искать территории, где никто не охотился и не рыбачил. Со временем приходилось осваивать все менее ценные земли, поскольку количество людей все увеличивалось.
3.Как возникли земледелие и животноводство?
Не установлено, кто был первым земледельцем, известно только, что около пяти тысяч лет назад люди научились возделывать землю и выращивать растения. Примерно тогда же люди поняли, что для добычи мяса можно не только охотиться в лесах, но и приручить маленького детеныша кабана, например. После этого выкормить этот кабана, а когда животное подрастет, съесть его. Также сделали и с козами, утками, лошадьми, коровами.
4.Почему люди стали заселять земли с более суровыми природными условиями?
Когда люди начали расселяться по Земле, постепенно выяснилось, что территорий с благоприятными условиями и запасами пищи на всех не хватит. Началась борьба, проигравшим в которой приходилось заселяться на территориях с суровыми природными условиями. Чтобы там выжить, приходилось приспосабливаться к суровому климату или к недостаточному количеству пищи.
5.Расскажите о жизни людей на берегу Северного Ледовитого океана.
Заселявшие берега Северного Ледовитого океана эскимосы прежде всего занимались охотой на морского зверя и рыболовством. Море снабжает всем нужным для жизни: одежда, обувь из шкур морских зверей, жир для светильников, сырое мясо и рыба.
6.Расскажите о хозяйственной деятельности людей в пустыне.
В пустыне очень важна вода, поэтому жизнь концентрируется в долинах рек (например, у Нила), в оазисах, на участках, где подземные воды находятся близко к земле. Здесь можно найти продовольствие, возделывая пшеницу, рис, кукурузу.
7.Найдите в тексте параграфа образные выражения, которые помогают понять, как человек приспосабливался к новым жизненным условиям.
Теплая одежда, жилище, новые орудия труда.
8. Какие вы знаете способы приспособления человека к различным природным условиям: влажным или засушливым местам, высоким или низким температурам, ветрам, горному рельефу и т.д.?
Люди эпохи палеолита приспосабливались к новым природным условиям, приобретая темный оттенок кожи, узкие глаза. В настоящее время человечество также вынуждено приспосабливаться к среде проживания. Например, жители засушливых районов, экономят воду, создают скважины. Влажный климат вынуждает строить укрепления для защиты от паводков. В тех местах, где температуры низкие, люди надевают меховую одежду, занимаются оленеводством. Жители пустынь занимаются выращиванием фруктов.
