Тема 41 - 45 - География 5 класс Алексеев (ответы к учебнику)


§41. Атмосферное давление

1.Что такое атмосферное давление? Каким прибором его определяют? 

Атмосферное давление – это сила, с которой воздух давит на поверхность Земли и на все находящиеся на ней тела. Давление измеряют при помощи барометра.

 

2.Как изменяется атмосферное давление при нагревании воздуха? При охлаждении воздуха? 

Давление теплого воздуха на поверхность Земли меньше, чем холодного. 

 

3.При подъеме в гору давление изменилось на 25 мм рт. ст. Как оно изменилось: а) уменьшилось; б) увеличилось? 

Давление уменьшилось, поскольку, чем выше подниматься в гору, тем больше уменьшается атмосферное давление.

 

4.Высота главного здания МГУ в Москве 237 м. Каково атмосферное давление на его шпиле, если у основания здания оно составляет 745 мм рт. ст.?

При подъеме на 10,5 м атмосферное давление уменьшается на 1 мм рт. ст., поэтому:

1) 237: 10,5 = 22,5 мм рт.ст. − разница между давлением у основания здания и на его шпиле;

2) 745 − 22,5 = 722,5 мм рт.ст − атмосферное давление на шпиле главного здания МГУ в Москве.

Ответ: 722,5 мм рт.ст.

 

 

§ 42. Ветер

1.Жители каких азиатских стран хорошо знают, что такое муссон? Используйте политическую карту на с. 184-185 и карту на рисунке 96 учебника.

Ветер, резко меняющий своё направление по сезонам, называется муссоном. Хорошо знают, что такое муссон, жители следующих азиатских стран: Филиппины, Сингапур, Бруней, Индонезия, Таиланд, Малайзия, Мьянма, Камбоджа, Лаос, Китай, Япония, Индия, Вьетнам.

 

2.В чем сходство и различие между бризом и муссоном? 

Различие между бризом и муссоном заключается в том, что бриз меняет свое направление дважды в сутки (дневной бриз дует с моря на побережье, а ночной – с суши на море). Муссон меняет направление в зависимости от времени года – весной и осенью.

 

3.Поверхность Земли нагревается и остывает неодинаково, так как: а) быстрее нагревается суша, а остывает вода; б) быстрее нагревается вода, а остывает суша; в) суша нагревается и остывает быстрее воды.

в) суша нагревается и остывает быстрее воды.

 

4.Стрелкой укажите, откуда и куда дует ветер:

 

775 мм

753 мм

748 мм

 

761 мм

760 мм

758 мм

 

775 мм → 761 мм

753 мм ← 760 мм

748 мм ← 758 мм

 

5.Ветер, меняющий свое направление два раза в сутки, называется: а) штилем; б) бризом; в) муссоном.

6) бризом

 

6.Какое утверждение верно? 

А. Ветер всегда дует в том направлении, в каком понижается атмосферное давление. 

Б. Бриз меняет направление дважды в сутки. 

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) оба верны; 4) оба неверны. 

3) оба верны

 

7. Проанализируйте свой календарь погоды за месяц. Сделайте выводы: а) как изменилось атмосферное давление; б) какие ветры преобладали в месяце. Постройте розу ветров. 

Рассмотрим календарь погоды за январь 2017 года во Владивостоке — одной из самых восточных точек нашей России.

а) В течение месяца атмосферное давление изменялось в пределах от 737 мм рт. ст. до 759 мм рт. ст. В дневное время атмосферное давление было, как правило, немного выше, чем в вечернее время того же дня.

б) Что же касается ветров, то в январе преобладали ветры северо−западного направления (от 2 до 12 м/с). Роза ветров для января, составленная по многолетним данным, выглядит так:

 

 

8.Как вы думаете, откуда появилось пожелание «Попутного ветра!»?

Еще в древности финикийцы строили парусные суда, скорость которых зависела от течений и ветра. Они понимали, что если ветер дует в нужном направлении, то он словно подталкивает корабль. Поэтому мореплаватели старались использовать это и плыли в сторону попутного ветра. Когда корабль отправлялся в путь, всегда желали: «Попутного ветра».

 

§43.Влага в атмосфере (1)

1.Закончите предложения: «Абсолютная влажность – это …»; «Относительная влажность воздуха – это …».

Абсолютная влажность – это количество водяного пара в граммах, содержащееся в 1 м3 воздуха. Относительная влажность воздуха – это отношение количества влаги, находящейся в воздухе, к тому количеству, которое он может содержать при данной температуре.

 

2.Влажность воздуха измеряется: а) барометром; б) гигрометром; в) термометром. 

Б) гигрометром

 

3.Как различаются насыщенный и ненасыщенный воздух? 

Влажный воздух насыщен водяным паром, а сухой не насыщен. У них разная относительная влажность.

 

4.Что произойдет, если температура насыщенного воздуха: а) понизится; б) повысится?

Если понизится, то пойдет дождь. Если повысится, то будет туман.

 

 

§44. Влага в атмосфере (2)

1.Найдите на карте: а) город Сочи; б) пустыню Сахара; в) Прикаспийскую низменность. Как вы думаете, сколько осадков выпадает на этих территориях?

В течение года в Сочи осадков выпадает до 1400 мм.

На территории Сахары осадков выпадает меньше 250 миллиметров в год.

Минимальное количество осадков приходится на полупустынные районы Прикаспийской низменности: около 150 мм в год.

 

2.Как образуются облака? Перечислите основные типы облаков.

Нагретый воздух поднимается, охлаждается, и находящийся в нем водяной пар переходит в жидкое состояние. В начале это очень мелкие капельки воды, которые не выпадают на землю, а будто плавают в воздухе. Так образуются облака. 

Типы облаков: 

•Перистые;

•Перисто-слоистые;

•Высококучевые; 

•Кучевые;

•Кучево-дождевые;

•Слоисто-кучевые;

•Слоисто-дождевые.

 

3.Что такое атмосферные осадки? Какие виды осадков вы знаете? 

Атмосферные осадки – вода в жидком или твердом состоянии, выпавшая на землю. 

Виды осадков: снег, дождь, роса, иней, изморозь, гололед.

 

4.Как влияют осадки на растения, выращиваемые в вашей местности – в садах, огородах, на полях?

Небольшой дождь увлажняет землю и способствует быстрому росту растений. Сильные ливни, напротив, могут размывать почву и повреждать корни растений. Осадки в виде града могут уничтожить всходы. 

 

5.Проанализируйте свой календарь погоды за месяц. Какие осадки и в какие дни выпадали за этот период? Сравните количество выпавших осадков со средним значением за предыдущий месяц. Проанализируйте, какая облачность наблюдалась в течение месяца.

Проанализируем календарь погоды за ноябрь 2017 года во Владивостоке. Начнём с количества выпавших осадков: 8 ноября днём и 10 ноября вечером наблюдались осадки в виде дождя. 17 ноября в первый раз за осенне−зимний период выпал снег. В целом, в ноябре выпало примерно на 1 мм осадков больше, чем по средним показателям в октябре. Что же касается облачности в течение месяца, то в ноябре примерно 9 дней было пасмурно, 3 дня — облачно и 1 день — малооблачно. В остальные дни небо было ясным.

 

6.С помощью поисковых систем интернета найдите изображение осадкомера. 

Осадкомер — прибор для измерения атмосферных жидких и твёрдых осадков.

 

 

7.Многим известны картина К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы» и стихотворение Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза». Сопоставьте эти художественные произведения с описанием грозы как природного явления. Что, по вашему мнению, наиболее точно удалось отразить художнику и поэту? 

На картине достаточно точно изображен луг во время грозы. Художником с удивительной точностю передана атмосфера надвигающегося дождя. 

Поэт изобразил грозу, которая обычно вызывает страх и тревогу. Однако, у Тютчева гроза торжествующая и вселяет чувство восторга. 

 

 

§45. Погода и климат

1.Найдите на карте Калининградскую область. Какие воздушные массы определяют погоду в этом районе? 

Калининград расположен в зоне тропосферного потока западных ветров. В этой зоне часто возникают, развиваются и угасают воздушные вихри: циклоны и антициклоны, втягивающие в свои системы кроме воздуха умеренных широт воздух арктического и тропического происхождения.

 

2.Закончите предложение: «Погода – это…»

Погода − это состояние тропосферы в данном месте в данный момент времени.

 

3.Закончите предложение: «Климат – это…»

Климат − это многолетний режим погоды, характерный для той или иной местности.

 

4.Перечислите климатообразующие факторы.

1) географическая широта;

2) близость морей и океанов;

3) направление господствующих ветров;

4) рельеф и высота над уровнем моря;

5) морские течения.

 

5.Сравните арктические и тропические воздушные массы. Какую погоду они несут? 

Тропические массы всегда несут чрезвычайно горячий воздух, могут быть морскими (влажные), и континентальными (сухие). Они приносят жаркую погоду как правило с долговременным отсутствием осадков, а иногда сопровождаются пыльными бурями.

Арктические массы формируются в районе Арктики (Северное полушарие). Зимой они становятся причиной трескучих морозов, а весной, немного прогреваясь, приносят внезапную перемену погоды: резко наступает похолодание, небо затягивается облаками, выпадают осадки. Летом, поступая в центральные районы Евразии, они нагреваются, при этом снижается влажность, что вызывает частые засухи.

 

6.Где климат более влажный – в Санкт-Петербурге или Москве? Как вы объясните свой ответ? 

Климат в Санкт−Петербурге более влажный, его еще называют морским климатом. Годовая сумма осадков, выпадающих на земную поверхность Санкт−Петербурга и области, равна примерно 634 миллиметра. Это обусловлено тем, что область − зона избыточного увлажнения, так как поблизости расположен Финский залив, а также по всей территории области множество озер, водоемов, болот и различных рек.

 

7.Выберите правильные ответы. Элементами и явлениями погоды являются: а) температура; б) давление; в) ветер; г) соленость; д) осадки

а) температура;

6) давление;

в) ветер;

д) осадки.

 

8.Установите соответствие между элементами погоды и приборами, которыми они измеряются: 1) температура воздуха; 2) осадки; 3) атмосферное давление; 4) влажность воздуха; 5) направление ветра; А) барометр; б) термометр; в) осадкомер; г) флюгер; д) гигрометр. 

1Б, 2В, ЗА, 4Д, 5Г.

 

9.Прослушайте сводку погоды на сегодняшний день. Чем она отличается от погоды вчера? Как вы будете одеваться в школу? Что вы посоветуете своим родным и близким, если резко снизится давление или обещают штормовой ветер? 

Температура воздуха на сегодня −3°C, ясно и безветренно. Вчера тоже была ясная и безветренная погода на 1°C теплее. В школу нужно одеть теплые осенние вещи. В случае штормового предупреждения следует остаться дома. Метеозависимым людям также стоит оставаться дома в том случае, если атмосферное давление снижается. 

 

10.Попробуйте оценить различные погодные и климатические явления (малоснежную зиму, сильные ветры, ливневые дожди) с разных точек зрения. Например, с точки зрения работников городского, сельского, водного хозяйства, транспорта, с точки зрения жителей города и села. 

Нестабильные погодные условия, например, сильные ветры или ливневые дожди, вредят работника сельского хозяйства, промышленности, городских служащих. Так, малоснежная зима не сохраняет почву от промерзания, и год может оказаться неурожайным. Работникам транспорта осадки (например, снегопады) осложняют перевозки. 

 






ГДЗ по географии. Ответы к рабочим тетрадям, контурным картам и вопросам учебника. У нас все правильно!