Стороны горизонта. Ориентирование, 6 класс. Карташева, Курчина.
1. Дополните предложения.
Умение определять своё местоположение относительно сторон горизонта называется ориентированием.
Север, юг, запад, восток являются основными сторонами горизонта.
Северо-восток, северо-запад, юго-восток, юго-запад – промежуточные стороны горизонта.
2. Подпишите на рисунке красным цветом основные стороны горизонта, синим - промежуточные.
4. С помощью дополнительных источников информации выясните, по каким признакам можно ориентироваться на местности без компаса.
- у сосны вторичная (бурая, потрескавшаяся) кора на северной стороне ствола поднимается выше, чем на южной;
- на деревьях хвойных пород смола более обильно накапливается с южной стороны;
- с северной стороны деревья, камни, деревянные, черепичные шиферные кровли раньше и обильнее покрываются лишайниками;
- муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней и кустов, кроме того, южный скат муравейников пологий, северный – крутой;
- ягоды и фрукты раньше краснеют (желтеют) с южной стороны;
- летом почва около больших камней, деревьев и кустов более сухая с южной стороны, что можно определить на ощупь;
- у отдельно стоящих деревьев кроны пышнее и гуще с южной стороны;
- снег быстрее подтаивает на южных склонах;
- алтари православных церквей, часовен и лютеранских кирок обращены на восток, а главные входы расположены с западной стороны;
- приподнятый конец нижней перекладины креста церквей обращён на север.
5. Определите, на каком из рисунков верно определён азимут.
На рисунке б.
6. По плану местности, помещённому на форзаце учебника, определите, в каком направлении от отдельно стоящего дерева находится:
а) сарай 100 м (90⁰);
б) мост через овраг 650 м (158⁰);
в) пруд в деревне Елагино 300 м (30⁰).
Укажите азимуты, по которым следует идти от отдельно стоящего дерева до этих объектов.
7. По какому азимуту туристы будут возвращаться домой, если в поход они шли по азимуту 90⁰?
270⁰.
8. Грибники прошли от станции в сторону леса 400 м по азимуту 270⁰, затем 200 м по азимуту 180⁰, потом 300 м по азимуту 225⁰.
По какому азимуту и какое расстояние нужно пройти грибникам, чтобы вернуться назад к станции по прямой?
550 м, 229⁰.
Начертите маршрут грибников на рисунке, начиная от точки А и используя масштаб: 1 см – 100 м.
9. Определите азимуты на объекты, изображённые на рисунке. Результаты запишите в таблицу.
10. Определите, каким точкам на рисунке соответствуют азимуты, указанные в таблице. Каким сторонам горизонта они соответствуют?
11. Определите по плану местности (см. с. 17), в какой стороне от железнодорожной станции находится родник.
На севере.
Умение определять своё местоположение относительно сторон горизонта называется ориентированием.
Север, юг, запад, восток являются основными сторонами горизонта.
Северо-восток, северо-запад, юго-восток, юго-запад – промежуточные стороны горизонта.
2. Подпишите на рисунке красным цветом основные стороны горизонта, синим - промежуточные.
4. С помощью дополнительных источников информации выясните, по каким признакам можно ориентироваться на местности без компаса.
- у сосны вторичная (бурая, потрескавшаяся) кора на северной стороне ствола поднимается выше, чем на южной;
- на деревьях хвойных пород смола более обильно накапливается с южной стороны;
- с северной стороны деревья, камни, деревянные, черепичные шиферные кровли раньше и обильнее покрываются лишайниками;
- муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней и кустов, кроме того, южный скат муравейников пологий, северный – крутой;
- ягоды и фрукты раньше краснеют (желтеют) с южной стороны;
- летом почва около больших камней, деревьев и кустов более сухая с южной стороны, что можно определить на ощупь;
- у отдельно стоящих деревьев кроны пышнее и гуще с южной стороны;
- снег быстрее подтаивает на южных склонах;
- алтари православных церквей, часовен и лютеранских кирок обращены на восток, а главные входы расположены с западной стороны;
- приподнятый конец нижней перекладины креста церквей обращён на север.
5. Определите, на каком из рисунков верно определён азимут.
На рисунке б.
6. По плану местности, помещённому на форзаце учебника, определите, в каком направлении от отдельно стоящего дерева находится:
а) сарай 100 м (90⁰);
б) мост через овраг 650 м (158⁰);
в) пруд в деревне Елагино 300 м (30⁰).
Укажите азимуты, по которым следует идти от отдельно стоящего дерева до этих объектов.
7. По какому азимуту туристы будут возвращаться домой, если в поход они шли по азимуту 90⁰?
270⁰.
8. Грибники прошли от станции в сторону леса 400 м по азимуту 270⁰, затем 200 м по азимуту 180⁰, потом 300 м по азимуту 225⁰.
По какому азимуту и какое расстояние нужно пройти грибникам, чтобы вернуться назад к станции по прямой?
550 м, 229⁰.
Начертите маршрут грибников на рисунке, начиная от точки А и используя масштаб: 1 см – 100 м.
9. Определите азимуты на объекты, изображённые на рисунке. Результаты запишите в таблицу.
10. Определите, каким точкам на рисунке соответствуют азимуты, указанные в таблице. Каким сторонам горизонта они соответствуют?
11. Определите по плану местности (см. с. 17), в какой стороне от железнодорожной станции находится родник.
На севере.