Природное районирование - 8 класс, Баринова.


Разнообразие природных комплексов

6. Что такое антропогенный ландшафт? Приведите примеры антропогенных ландшафтов вашей местности.

Природное районирование - 8 класс, Баринова.


Природно-хозяйственные зоны России

1. Что такое природная зональность? В чём различие природной зональности равнин и гор?

Это одна из основных географических закономерностей.
В горах – от подножия к вершине, на равнинах – от экватора к полюсам.

2. Почему в настоящее время правильнее называть природные зоны природно-хозяйственными?

В настоящее время хозяйственная деятельность ведётся абсолютно во всех природных зонах, а масштаб влияния деятельности человека на ландшафты стал таковым, что природные зоны превратились, по сути, в природно-хозяйственные.

3. Какие природные зоны сменяют друг друга с севера на юг России?

Арктические пустыни, тундра, лесотундра, лесная зона, лесостепи, степи, полупустыни, субтропическая зона.

4. Природные условия каких зон наиболее благоприятны для жизни человека?

Природные условия субтропической зоны наиболее благоприятны для жизни и хозяйственной деятельности человека (не слишком жарко и не слишком холодно).

5. Природные ресурсы каких зон наиболее освоены человеком?

Природные ресурсы степной зоны вместе с лесостепью наиболее освоены человеком.

Арктические пустыни

1. Где расположена зона арктических пустынь России? Почему её называют ледяной зоной?

Зона арктических пустынь расположена на островах Северного Ледовитого океана и на крайнем севере полуострова Таймыр. Благодаря широкому распространению ледников, зону арктических пустынь часто называют ледяной зоной.

2. Найдите на карте и выпишите все острова, входящие в состав ледяной зоны.

Северный остров Новой Земли, Земля Франца-Иосифа, Северная Земля (о. Комсомолец, о. Октябрьской Революции, о. Большевик), Новосибирские острова (о-ва Де-Лонга, о-ва Анжу, о. Новая Сибирь, о. Котельный), частично о. Врангеля.

3. Ледяная зона характеризуется исключительной суровостью природы. Большие площади её заняты ледниками, а на пространствах, свободных от ледников, чуть ли не круглый год лежит снежный покров. По картам атласа определите:

Название климатического пояса – Арктический пояс

Средние температуры:
Зимы -30⁰С
Лета +3⁰С

4. И в таких суровых условиях есть жизнь! Какие представители фауны арктической пустыни изображены на рисунке 13? Как они приспособлены к жизни в суровых условиях?

Природное районирование - 8 класс, Баринова.

Рис. 13


Песцы, моржи, белые совы, белые чайки, тюлени.

Всех птиц кормит море. В море множество водорослей. Ими питаются рачки, рачками – рыбы, а рыбами – птицы.
Рыбой кормятся и тюлени. Эти звери прекрасные пловцы: у них удлинённое, обтекаемое тело, а ноги превратились в ласты. Под кожей у тюленей толстый слой жира, который защищает их от холода. Моржи похожи на тюленей, но гораздо крупнее и имеют мощные клыки.
Тепло тела песца при холоде сохраняют длинная шерсть и пуховой подшерсток. К зиме густота меха увеличивается.

5. Используя различные источники географической информации (текст п. 33 учебника, карты атласа, рисунки, картины), составьте «портрет» зоны арктических пустынь.

Зона арктических пустынь самая северная из природных зон, которая характеризуется арктическим климатом. Имеет низкие температуры воздуха зимой (до -60⁰С), в среднем -30⁰С в январе и +3⁰С в июле. Пространства покрыты ледниками, щебнем и обломками камней. Практически лишена растительности: нет кустарников, лишайники и мхи не образуют сплошного покрова.
Фауна преимущественно морская: морж, тюлень, летом есть птичьи базары.
Наземная фауна бедна: песец, белый медведь, лемминг.

Тундра и лесотундра

1. Назовите наиболее типичные черты зоны тундры, объясните причины их формирования.

Переувлажнённые почвы, заболоченность, сильные ветры, низкая растительность.
Причины: климат (температура, осадки, ветер), рельеф и географическое положение.

2. На контурной карте (рис. 14) обозначьте границу зон тундры и лесотундры, границу многолетней мерзлоты и изотерму июля +10⁰С. Подпишите названия больших городов, расположенных в этих зонах.

Большие города: Мурманск, Нарьян-Мар, Воркута, Норильск, Салехард.

3. Каковы основные виды природопользования на северных территориях?

Морской промысел, оленеводство, охота, добыча полезных ископаемых.

4. Какие экологические проблемы предстоит решать в зоне тундры? В чём сложность их решения?

Браконьерство – невозможно бороться с незаконной охотой на столь большой территории. Повреждённый гусеничным транспортом, почвенный слой тундры восстанавливается не один десяток лет – другие виды транспорта не подходят для использования в условиях Крайнего Севера. Загрязнение окружающей территории при добыче нефти и из-за утечек топлива из нефтепроводов.

Леса

1. Какие условия необходимы для распространения лесной зоны?

Суровость климата, степень увлажнения, рельеф, количество солнечных дней, почвы.

2. Зоны лесов нашей страны состоят из:

Тайги, смешанных и широколиственных лесов.

Объясните причины такого разнообразия. На контурной карте (рис. 14) условными знаками покажите основные районы размещения лесов разных типов.

Такое разнообразие лесов связано с их расположением в разных климатических поясах.

3. Изучив рисунок 15, сделайте выводы о возможностях освоения зоны тайги человеком.

Лесопромысловое хозяйство, речное рыболовство, охота на боровую дичь (глухарей), крупных животных (медведя, лося, дикого оленя) и пушных зверей. Определённые возможности в таёжной зоне есть и для земледелия. Обладает ими в первую очередь южная часть зоны с относительно плодородными дерново-подзолистыми почвами.

4.Дайте характеристику климата, почв, растительного и животного мира лесной зоны.

Лесная зона характеризуется распространением лесной растительности преимущественно из хвойных и листопадных видов и преобладанием подзолистого и буроземного типов почвообразования.
Средние температуры воздуха самых холодных месяцев: от -40 до 5⁰С, самых тёплых от 10 до 20⁰С. Влаги почти повсеместно выпадает больше, чем испаряется. Равнины на огромных пространствах заболочены.
Растительность: хвойные, широколиственные, смешанные леса, в которых развиты моховой и травяной покровы, подлесок.
Животный мир: волки, рыси, медведи, лоси, бурундуки, соболи, зайцы, глухари.


Лесостепи и степи

1. На контурной карте (рис. 14) обозначьте границы зоны степей.

2. Объясните взаимосвязь между компонентами природы в зоне степей. Покажите влияние климата и растительности на образование самых плодородных почв нашей страны – чернозёмов.

Чернозём возникает в степных и лесостепных зонах. Главным фактором его появления являются благоприятные погодные условия. В летнее время года в местах естественного возникновения чернозёма преобладают высокие температуры. Они позволяют улучшить обмен веществ между почвой и растениями. Оптимальное количество осадков в сочетании с грунтовыми водами образует необходимый уровень влажности. В ином случае питательные вещества вымываются из почвы, но в случае с чернозёмом они закрепляются в верхних слоях, что даёт высокий уровень плодородия почве.

3. Русский историк В. О. Ключевский писал: «Человек поминутно и попеременно то приспосабливается к окружающей его природе, к её силам и её способам действия, то их приспосабливает к себе самому, к своим потребностям, от которых не может и не хочет отказаться». По мнению В. О. Ключевского, у особого склада характера русского человека было два источника – лес и степь.
Подумайте, какие особенности характера человека могут сформироваться под влиянием степи, какие – под влиянием леса.


Под влиянием леса: замкнутость, склонность к одиночеству, выходить на дорогу окольными путями, терпеливость, предприимчивость.

Под влиянием степи: широта души, вольность, удаль, выносливость, стремительность, нетерпимость.

4. Составьте характеристику зоны степей по плану, предложенному в задании 9 на стр. 180 учебника.

Зона степей расположена к югу от зоны лесов. Средние температуры зимних месяцев от 0⁰С до -20⁰С, а летних от +20⁰С до +28⁰С. Годовые величины теплоэнергетических ресурсов составляет более 8000 МДж/м² в год. Вегетационный период растений в среднем 160 дней. Годовое количество осадков 250-300 мм. К (увлажнения)=0,4-0,5.
Рельеф – равнина с небольшими колебаниями высот. Годовой сток – 10-15 мм. Основными почвами являются чернозёмы, которые обладают повышенным естественным плодородием, высоким содержанием в верхних слоях гумуса.
Характерная черта степи – безлесье огромных равнин, покрытых богатой травянистой растительностью.
Животный мир: преобладают потребители зелёных и подземных частей растений – полёвки, хомяки, суслики, зайцы и питающиеся ими хищники – лисица-корсак, ласка. Характерны виды зимоспящих млекопитающих и малое число оседлых и зимующих птиц.
Природные ресурсы степной зоны благоприятны для выращивания зерновых, особенно яровой пшеницы. Наличие лугов с изреженным травостоем даёт возможность заниматься овцеводством.

5. Сравните безлесные зоны нашей страны.

Природное районирование - 8 класс, Баринова.


Полупустыни, пустыни и субтропики


1. По картам атласа определите, какие территории России расположены в зоне полупустынь и пустынь.

Полупустыни и пустыни России расположены в Прикаспии и Восточном Предкавказье (Астраханская область, Республика Калмыкия).

2. Как приспособлены растения к условиям жизни в пустыне? Нарисуйте и перечислите наиболее типичные приспособления растений к такому климату.

Длинные корни, чтобы «добывать» грунтовые воды из глубины. Листья и стебли с колючками или другими приспособлениями, предотвращающими испарение влаги. Небольшой размер.

3. Полупустыни – хорошие пастбища для овец, верблюдов, лошадей. Что надо сделать, чтобы можно было заниматься в этой зоне земледелием?

Необходимо орошение почвы.

4. К зоне субтропиков относится в России небольшое по площади Черноморское побережье Кавказа. По карте атласа определите, какие известные курорты здесь расположены.

Сочи, Туапсе, Анапа, Геленджик.


Высотная поясность


1. Почему в горах смена природных зон происходит от подножия к вершине?

С высотой понижаются температура и давление, до определённой высоты увеличивается количество осадков, изменяются условия освещённости. В связи с изменением климатических условий происходит и изменение природных зон.

2. На основе анализа рисунка 60 учебника объясните, от чего зависит набор высотных поясов в горах.

Количество высотных поясов зависит от высоты гор и их местоположения.

3. Представьте себе, что высота Южного Урала 5000 м. Какие пояса появились бы тогда в этих горах? Подпишите их на рисунке 16, покажите условными знаками типы растительности, характерные для каждого из поясов.

Природное районирование - 8 класс, Баринова.


4. В каких горах России наиболее полно выражена высотная поясность? Объясните почему.

Кавказ – самый яркий пример, т.к. природные условия изменяются от субтропиков на низменностях Закавказья, до вечных снегов и льдов в области Большого Кавказа. Так же: Алтай, Саяны, Камчатка, Дальний Восток.

5. Найдите на карте и выпишите города России, расположенные в горных областях.

Екатеринбург, Челябинск, Горно-Алтайск, Владикавказ, Нальчик, Карачаевск, Грозный.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ)

1. Перечислите виды ООПТ, которые существуют в России.

Природное районирование - 8 класс, Баринова.


2. На основе анализа карт атласа и учебника (рис. 61) определите, в каких природных зонах расположено наибольшее число ООПТ России.

Наибольшее число ООПТ России расположено в заповедниках.

3. При каких условиях возможно сохранение природы и обеспечение её устойчивого развития?

При рациональном природопользовании, гласности в работе экологических организаций и тесная связь их с общественными объединениями и населением в решении природоохранных задач.

4. Используя различные источники информации (карты атласа, материалы учебника, дополнительную литературу), составьте характеристику одной из охраняемых природных территорий России.

Астраханский заповедник расположен в Волжской дельте. Образован в 1919 году для охраны уникального природного комплекса дельты Волги, мест массовых гнездовий птиц, массовых нерестилищ промысловых рыб и зимовальных ям.
С 1975 года имеет международное значение. Астраханский заповедник – царство птиц, которых насчитывается более 260 видов. Работники заповедника проводят профилактику заболеваний и лечение животных и птиц, изучают условия естественного воспроизводства и искусственного разведения рыб.



ГДЗ по географии. Ответы к рабочим тетрадям, контурным картам и вопросам учебника. У нас все правильно!